Устремление к надежным зарубежным партнерам
Экспансия новых транспортных маршрутов
Экспансия новых логистических путей - неотвратимый процесс, подчеркнул президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме "Россия зовет!". Причина - увеличение объемов товарооборота, ограниченная пропускная способность текущих торговых трасс, а также растущие геополитические риски.
Ранее на Деловом форуме БРИКС глава государства отметил, что Россия активно перенаправляет потоки транспортировки на надежных международных партнеров. "Среди ключевых проектов - Северный морской путь и магистраль "Север-Юг". Эти транспортные артерии предназначены для обеспечения кратчайших и выгодных коммерческих маршрутов, объединения крупных промышленных, сельскохозяйственных и энергетических центров с потребительскими рынками", - отметил президент.
Введение западных санкций против России и переориентация экспорта на Восток ускоряют использование Северного морского пути, сообщил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин. По его мнению, это связано с закрытием западных рынков сбыта и необходимостью поиска альтернативных путей доставки продукции, в частности энергоресурсов, в регион Азии. Важно отметить, что ни у одной из недружественных стран нет ни технологий, ни возможностей для контролирования перевозок по Северному морскому пути.
Роль России и Ирана в развитии МТК "Север-Юг"
Много стран заинтересовано в проекте. Тем не менее, стоит выделить важность России и Ирана, через чьи территории проходят все маршруты МТК, - поделились в "Дирекции международных транспортных коридоров". - Россия акцентирует внимание на развитии коридора. В 2022 году утверждена дорожная карта по развитию МТК до 2030 года".
"Север-Юг" включает три маршрута: западный, восточный и транскаспийский. Западная сухопутная ветка проходит через территорию Азербайджана, восточная - через территорию Казахстана и Туркменистана, морской маршрут - через Каспийское море.
Для успешной работы западной ветки важно завершить строительство железнодорожного участка Решт - Астара в Иране. После сдачи этого участка в эксплуатацию потенциальный объем грузоперевозок между Россией и Ираном достигнет 15 миллионов тонн в год.
В России также проводится модернизация автодорожной сети - строятся объезды городов Астрахань, Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Гудермес, Владикавказ. Также работают над восточным маршрутом. В июле 2024 года Россия, Казахстан, Иран и Туркмения подписали дорожную карту по согласованному развитию его потенциала на 2024-2025 годы. К 2030 году, по прогнозам специалистов, объем экспортных поставок по этому маршруту из России может составить около 5 миллионов тонн в год.
...Перенос грузов в страны Востока
Также возможен перемещение отправок нефтепродуктов, газовой смеси, минеральных удобрений, оборудования, проката металла в Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан (дополнительно 4-6 миллионов тонн) с Черного моря через Каспийское море и восточную часть Московско-Тверского канала, утверждает Александр Шаров.
В общей сложности, по прогнозу российского правительства, объем перевозок по Московско-Тверскому каналу "Север-Юг" должен увеличиться к 2030 году до 35 миллионов тонн.