Российский уголь пользуется спросом в Южной Корее
По результатам июля Россия увеличила экспорт энергетического угля в Южную Корею до 2,7 миллионов тонн, став лидером среди поставщиков. Российский уголь высокого качества и доступен по хорошей цене, что делает его конкурентоспособным на рынке. Однако аналитики ожидают, что рост поставок будет временным.
В июле 2025 года поставки российского энергетического угля в Южную Корею выросли на 50% по сравнению с июнем, достигнув отметки в 2,7 миллиона тонн - самого высокого ежемесячного показателя с конца 2022 года. Эти данные были представлены в обзоре NEFT Research. Россия вышла вперед по объему поставок в Южную Корею перед Индонезией и Австралией, став крупнейшим экспортером.
Цены на российский уголь высокой калорийности с доставкой в Южную Корею колебались в пределах 91-94 доллара за тонну с учетом стоимости страховки и фрахта (CIF). Прогнозируется, что котировки еще увеличатся. Аналитики предполагают, что глобальные цены на энергетический уголь в порту Ньюкасл могут подняться с текущих 110 долларов за тонну до 120 долларов к началу 2026 года, что также отразится на российских экспортных ценах в Корее, согласно мнению аналитиков из "Эйлер". В среднем по данным NEFT Research, цены на российский энергетический уголь в Азии к 24 августа составляли от 68,9 до 89,1 доллара за тонну в зависимости от порта.
Консультант NEFT Research Александр Котов отмечает, что в Сеуле нет официального запрета на импорт российского угля, однако государственные энергетические компании получили рекомендацию сократить его закупки. Еще он добавляет, что Южная Корея переходит от угля к атомной энергетике и возобновляемым источникам энергии. Тем не менее, российский уголь имеет хорошее качество и доступен по приемлемой цене, что привлекает покупателей из Южной Кореи. Кроме того, короткое морское путешествие из портов Дальнего Востока снижает стоимость фрахта для российских поставщиков, увеличивая тем самым прибыльность поставок.
Однако, согласно Центру ценовых индексов (ЦЦИ), стоимость фрахта из дальневосточных портов в Китай и Южную Корею к 24 августа увеличилась на 6-10% по сравнению с предыдущей неделей в зависимости от типов судов. Спрос на рынке остается высоким, и цены в Южной Корее обычно выше, чем в Китае. В Китае также отмечается увеличение цен на высококалорийный уголь до около 90 долларов за тонну с учетом стоимости фрахта (CFR), но это связано с воздействием погодных условий, добавляют аналитики.
Директор группы корпоративных рейтингов НКР Нариман Тайкетаев отмечает, что увеличение поставок российского угля в Южную Корею в июле было связано с аномально высокой температурой, приводящей к увеличению потребления электроэнергии, и временными проблемами в экспорте австралийского угля. Тем не менее, эти факторы имеют краткосрочный характер, по мнению эксперта. На основе данных за предыдущие годы, с наступлением осени поставки угля в Южную Корею обычно снижаются. Следовательно, наиболее вероятным сценарием является сокращение закупок российского угля начиная с сентября до уровня примерно 1-1,5 миллиона тонн в месяц, согласно прогнозу Наримана Тайкетаева. Он также предупреждает, что корейский рынок крайне конкурентен. По мнению аналитика, основными конкурентами на данном рынке являются Австралия, Индонезия, Канада и Колумбия, что создает высокую насыщенность и требует от российских поставщиков гибкости в ценообразовании.
Энергетический уголь: перспективы и тренды
Еще рано говорить о стабильности текущего направления, подтверждают специалисты издания "Эйлер". Согласно анализу BigMint, в первом полугодии этого года поставки российского энергетического угля в Южную Корею достигли минимального уровня за прошедшие восемь лет. С учетом нынешних цен и обменного курса, отмечают эксперты издания "Эйлер", небольшие российские производители угля, не обладающие собственными логистическими ресурсами, успешно работают на Дальнем Востоке, получая прибыль около $8 за тонну, в основном благодаря значительному уменьшению стоимости транспортировки.