Показатели восстановления рынка топлива в России
Рынок топлива в России начал проявлять признаки восстановления после сентябрьского спада в объемах оптовых продаж бензина, который достиг двухлетнего минимума. Этой стабилизации способствовали поставки из Белоруссии. По мнению аналитиков, зависимость от импорта может сохраниться до момента восстановления производственных мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов — это может произойти в течение нескольких месяцев или к середине 2026 года.
Согласно Национальному биржевому агентству, объемы продаж белорусского бензина на Петербургской бирже за первые две недели октября увеличились в 31,7 раза по сравнению с октябрем 2024 года и составили 24,72 тыс. тонн. 20 октября на бирже было продано 1,02 тыс. тонн бензина из Белоруссии. Максимальный дневной объем продаж, достигнутый на прошлой неделе (5,7 тыс. тонн), был зафиксирован 15 октября. Хотя объемы поставок белорусского топлива продолжают колебаться, они остаются стабильными, как отмечается в обзоре.
Согласно данным Национального биржевого агентства, бензин марки АИ-92 из Белоруссии 20 октября был продан по цене 82–82,5 тыс. руб. за тонну на базисе Рудня-Экспорт, а марки АИ-95 на базисе Злынка-Экспорт продавались по 85,4–85,5 тыс. руб. за тонну. Котировки АИ-92 на бирже в европейской части России 21 октября выросли на 0,08%, до 74,39 тыс. руб. за тонну, в то время как цены на АИ-95 упали на 0,02%, до 79,66 тыс. руб. за тонну.
Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, отмечает, что рост продаж белорусского бензина на бирже в октябре связан с сокращением предложения российского топлива из-за аварий и плановых остановок НПЗ. Он сообщил, что поставки белорусского бензина по железной дороге в Россию в сентябре увеличились многократно, достигнув 40–50 тыс. тонн. Благодаря более низким внутренним ценам, продажа белорусского бензина в России стала выгодной. Однако в некоторых российских регионах по-прежнему наблюдается нехватка и задержки с поставками. При этом, по словам Павла Баженова, более высокая цена на белорусское топливо объясняется экспортным паритетом и логистическими издержками.
В середине сентября из-за внезапных остановок крупных НПЗ объемы оптовых продаж бензина упали до минимума за два года, в частности, продажи АИ-92 сократились почти на четверть. Для поддержки внутреннего рынка начала октября вице-премьер Александр Новак предложил увеличить импорт белорусского бензина до 300 тыс. тонн ежемесячно.
Белорусское топливо: прогнозы и тренды
Управляющий партнер компании "Пролеум" Максим Дьяченко отмечает, что крупные нефтяные компании могут приобретать дорогое белорусское топливо для своих заправок. Он также подчеркивает, что зависимость российского рынка от поставок из Белоруссии будет уменьшаться по мере восстановления отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
Павел Баженов соглашается с этим утверждением, и отмечает, что восстановление пострадавших заводов может занять несколько месяцев, возможно, до середины 2026 года в наиболее пессимистичных сценариях. В настоящее время, по его мнению, импорт, включая поставки из Белоруссии, сохраняет актуальность как резервный источник. По прогнозам эксперта, со вступлением зимы спрос на отдельные виды топлива изменится, что приведет к улучшению ситуации.
К середине октября продажи бензина на бирже начали постепенно возрастать. По словам Максима Дьяченко, 7 октября в оптовом сегменте было продано общим объемом 26,76 тыс. тонн бензина, а к 21 октября объемы увеличились более чем на 30%, до 35,76 тыс. тонн. Он отмечает, что реализация бензина достигла максимальных показателей с начала осени. Увеличение спроса объясняется поэтапным возвращением нефтеперерабатывающих заводов из плановых ремонтов. Хотя спрос остается высоким, ажиотаж с сентября уже улегся, и задержки в поставках топлива начинают сокращаться, что оказывает стабилизирующее воздействие на рынок, утверждает Максим Дьяченко.