Жалобы на мошенничества в банковской сфере значительно возросли
Граждане стали чаще выражать недовольство списанием денежных средств в результате мошеннических действий, как сообщает издание "Ведомости", ссылаясь на службу финансового уполномоченного. Количество жалоб увеличилось в 1,6 раза за 2024 год по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки в 2500 случаев.
В начале 2025 года зафиксировано увеличение жалоб на расторжение договоров вклада злоумышленниками от имени вкладчиков. Преступники присвоют основную сумму депозита, что влечет за собой убытки как для вложившего деньги, так и для полученной прибыли.
Также встречаются жалобы на хищение средств, полученных в качестве займа. Проблему усугубляет то, что клиенты остаются с обязанностью по возврату долга, даже если столкнулись с мошенничеством. Обратиться в полицию малоэффективно — более разумным шагом будет обращение в суд с иском о признании кредитного соглашения недействительным.
Большинство случаев мошенничества происходит благодаря загрузке вредоносного программного обеспечения на мобильное устройство. Кроме того, клиенты регулярно становятся жертвами ресурсов для рыбалки. Банк должен заблокировать или отклонить такие операции, но не все кредитные организации реагируют с должным вниманием: в одном случае банк проигнорировал 17 транзакций в мобильном банке клиента с нового устройства, что привело к убыткам в более чем 400 000 рублей.
Банки не отмечают существенного увеличения жалоб клиентов на мошенничество. Меры по предотвращению мошенничества уже принимаются регулятором, однако специалисты считают, что было бы разумно ввести законопроект о периоде охлаждения при досрочном закрытии вклада как дополнительную меру защиты. Еще одним вариантом может стать самосанция на удаленное закрытие вкладов.