Строительство балкеров для экспорта зерна в России
Процесс создания балкеров для экспорта зерна в Российской Федерации значительно дороже, чем в Китае, что побудило искать варианты закупки первых десяти судов именно в Китае. Остальные 50 судов могут быть построены на российских верфях при условии предложения конкурентоспособной цены не выше 5,5 миллиарда рублей за судно, согласно оценкам экспортеров. Эксперты заявляют, что попытка соревноваться с Китаем в массовом производстве низкотехнологичных судов обречена на неудачу, и предпочтительнее сосредоточиться на разработке сложных конструкций, включая плавучие атомные электростанции.
Компания "Росагролизинг" и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились о создании балкерного флота для экспорта российского зерна в рамках рабочего процесса. Это следует из документов Министерства сельского хозяйства, представленных на совещании по вопросу "устаревшего" флота в начале августа. По мнению трех крупнейших экспортеров, требуется 61 крупнотоннажное судно, включая 27 судов типа Handysize (грузоподъемностью 40 тысяч тонн) и 34 судна Supramax (60 тысяч тонн).
ОСК оценила расчетные издержки на создание таких судов на российских верфях в 13,9 миллиарда рублей за первое судно и 12,5 миллиарда рублей за серийное производство для Handysize, а также 16,5 и 14,6 миллиарда рублей соответственно для Supramax. В то время как в Китае их стоимость значительно ниже: 3,5 и 4,2 миллиарда рублей соответственно. ОСК пришла к выводу, что срок создания первого судна на своих верфях составит не менее двух с половиной лет при условии модернизации определенных верфей и предоставления дополнительной поддержки со стороны государства для выполнения заказа и достижения определенных ценовых параметров.
Как утверждается в документах, "Росагролизинг" уже нашел партнера в Китае, который определил предварительные сроки строительства первых судов (1,5 года) и их стоимость ($40 миллионов без учета дополнительных издержек). Согласно соглашению между "Росагролизингом" и ОСК, первая партия из 10 балкеров будет полностью построена на иностранной верфи, но существует опция локализации производства.
Вторая партия из 51 судна может быть построена на отечественной верфи с использованием оборудования иностранного производителя через российского посредника. В случае обеспечения рыночной цены на строительство и привлечения соответствующей поддержки со стороны государства, "локализация второй партии на верфи группы ОСК может быть реализована", сообщает Министерство сельского хозяйства. ОСК будет следить за процессом строительства на иностранной верфи, иметь доступ к конструкторской документации и привлекаться как наблюдатель по договору организации.
Представители Минсельхоза и ОСК отказались от комментариев. Участники договоренности подчеркивают, что конечные договоренности пока не определены и не отражены в ценовых и временных планах.
Профессиональный анализ судостроения в России
В стратегических документах о будущем судостроения отмечаются правильные принципы, согласно которым Россия не может конкурировать с Китаем в создании массовых грузовых судов большого тоннажа, подчеркивает руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он предлагает сосредоточиться на создании технологически сложных судов, таких как ледоколы, газовозы, научные суда, высоко ледового класса танкеры и т. д. На данный момент в России наблюдается дефицит высокотехнологичных мощностей в судостроении, что приводит к завышению цен в несколько раз по сравнению с Китаем. Бурмистров считает, что серийное производство низкотехнологичных судов, таких как балкеры, не имеет экономического смысла и не способствует развитию новых навыков. "Нельзя растрачивать ресурсы на создание судов, которые не будут востребованы без государственной поддержки", — отмечает г-н Бурмистров, предлагая ОСК сконцентрироваться на строительстве высокотехнологичных плавучих атомных электростанций, чьи корпуса в настоящее время создаются в Китае.