Российские франшизы на мировом рынке
Доля отечественных франшиз на глобальной арене растет, несмотря на международную обстановку, однако к 2027 году она лишь достигнет 2%, сообщает Forbes. В странах БРИКС Россия занимает третье место по объему франчайзинга, его показатель достиг около 3 миллиардов рублей к концу 2024 года. Согласно аналитикам, среди лидеров по экспорту франшиз выделяются компании «Додо Пицца», «Аскона», Kari и «Гемотест». Только у «Инвитро» за рубежом открыто более 200 пунктов, в основном в Казахстане и Белоруссии.
Рост ограниченный, поскольку только крупные игроки с федеральным уровнем могут позволить себе международное развитие, пояснила Анна Рождественская, глава Franshiza.ru: «Некоторые российские компании все еще опасаются выходить за пределы страны и откладывают этот шаг на будущее. В настоящее время главными зарубежными рынками для отечественных франшиз являются страны бывшего Советского Союза, включая Казахстан, Узбекистан и Белоруссию. Однако выход на новые территории не каждый бизнес решается предпринять. Есть несколько аспектов, которые следует учитывать. Первый – логистика и контроль. Если данные компоненты не ограничены конкретными границами, тогда шансы на международный рынок увеличиваются. Еще одним аспектом является адаптация российских франшиз под законодательство разных стран, что требует значительных человеческих и финансовых ресурсов. Необходима работа с местными консультантами для адаптации договоров, стандартов к местным рынкам и особенностям каждого государства.
В свете современной геополитической обстановки интерес к франшизам из стран Европы и Северной Америки снизился. Несмотря на это, государства Южной Америки, Глобального Юга и арабские страны остаются открытыми для российского бизнеса и франшиз. Значительное количество отечественных компаний в последнее время вошло на рынок Объединенных Арабских Эмиратов».
Меньше 40% франчайзи планируют экспансию за границу, но, по оценкам специалистов, этот показатель снижается. Приблизительно треть из них видят возможности в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. Каждый десятый предприниматель рассматривает дружественные страны для своего развития. В условиях замедления экономики международный рынок может казаться более привлекательным по сравнению с российским, считает Виктор Большаков, основатель Topfranchise.ru: «Уменьшение спроса, как прежде, заставляет бизнесменов обратить взор на зарубежные рынки. Я общался с коллегами, долгое время занимающимися франшизами. Они заметили снижение интереса к их сегменту уже до начала пандемии, поэтому начали искать возможности за границей. Сейчас они успешно развивают сеть в Болгарии, Румынии и других странах Восточной Европы. Что касается Европы и Латинской Америки, здесь сложно давать какие-либо прогнозы. Единичные бренды имеют успех, но систему еще не видно».
Образование – это значимый тренд по всему миру. Детские франшизы, платформенные решения, где бизнес представляет собой предоставление лицензий на программное обеспечение в облаке, пользуются спросом.
При общении с международными партнерами из Юго-Восточной Азии возникает вопрос, что можно предложить из России. Пельмени? Их собственные. Кофейни? Здесь представлены американские, британские и азиатские заведения, каждая культура имеет свои предпочтения. Таким образом, продукт в области робототехники, программирования – вот это актуально, вот это будет востребовано».
Франшиза как основной способ расширения бизнеса
Для многих компаний в условиях высокой процентной ставки именно франшиза стала главным методом увеличения масштабов деятельности. В результате прошлого года на рынке появилось свыше 500 новых франшиз, что, по мнению экспертов, является рекордным показателем роста предложения за последние годы.