Развитие рынка газомоторного топлива в России
Энергетическая революция: переход на газ
"Президент подчеркивал, что для нашей страны использование газомоторного топлива является приоритетным", - отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Предлагаемые в концепции меры, по его словам, позволят расширить внутренний спрос на природный газ, ускорить создание нового сегмента экономики и способствовать улучшению экологии в городах. Что в свою очередь поможет дальнейшему повышению качества жизни наших граждан.
Реализация заявленных в концепции планов позволит увеличить объем потребления газомоторного топлива в России с 2,52 миллиарда кубометров в 2024 году до 9,6 миллиарда в 2035-м.
В документ заложены два сценария развития отечественного рынка ГМТ. Базовый сформирован с учетом внешних вызовов и нестабильности на мировых энергетических рынках, а целевой предусматривает более благоприятные условия и ускоренные темпы развития. Базовый сценарий предполагает, что за 10 лет будет произведено 347,3 тысячи автотранспортных средств, использующих ГМТ, и переоборудовано еще 369,5 тысячи. По целевому сценарию выпуск работающих на газе машин составит 528 тысяч, а переоборудование - 525 тысяч.
Из всех категорий автотранспорта самые большие планируемые объемы производства приходятся на автобусы. Общественный транспорт играет важную роль в развитии рынка газомоторного топлива, и государство стимулирует этот процесс наряду с переводом на ГМТ личных автомобилей.
По информации компании "Газпром газомоторное топливо", в 2025 году установлен приоритет поставки общественного пассажирского транспорта общего пользования на природном газе в регионы страны в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни". Также установлена преимущественная закупка государственными и муниципальными заказчиками автотранспортной техники, работающей на ГМТ (и электрических автомобилей) вместо транспорта на традиционных видах топлива.
Некоторые города и регионы России демонстрируют хорошие показатели работы в этом направлении. К примеру, власти Сахалина планируют в 2028 году перевести на газомоторное топливо весь общественный транспорт острова, сообщил в ходе международного дальневосточного форума "Энергия Сахалина" губернатор Валерий Лимаренко. "Уже почти 80 процентов общественного транспорта использует газомоторное топливо. В 2028 году показатель приблизится к 100 процентам. Это привело к снижению загрязнения атмосферы в три раза", - сказал глава региона.
В Санкт-Петербурге с 2020 по 2023 год были переоборудованы под газомоторное топливо 1432 автобуса. В 2024-м выделили средства на оснащение еще более 400 машин двигателями, работающими на ГМТ. В прошлом году на городских маршрутах работало примерно три тысячи автобусов на природном газе.
В Красноярске автотранспортное предприятие в этом году закупило в лизинг 150 автобусов на газомоторном топливе. Первая партия из 15 произведенных в Минске машин уже прибыла в сибирский город.
"В сегменте автобусов чаще используется компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). Число таких машин в 2025 году практически вдвое превышает количество автобусов на сжиженном углеводородном газе (СУГ), - рассказал аналитик ОМТ-Консалт Никита Денисов. - Важно отметить, что подавляющая часть автобусов на КПГ/СПГ - это однотопливные метановые двигатели в заводском исполнении".
"Сейчас уже достаточно много вариантов общественного транспорта, который может работать на СПГ, - отметил в разговоре с директор аналитического агентства LNG.Expert Сергей Иванов. - Это дает существенную экономию, поскольку сейчас СПГ практически в два раза дешевле, чем дизельное топливо. При расходе один к одному получается экономия от девяти рублей с километра и выше".
Газомоторное топливо в городском транспорте
Помимо автобусов существуют маршрутки и такси. По мнению Никиты Денисова, для маршруток основное топливо - сжиженный углеводородный газ (СУГ). То же касается и такси.
Переход такси на СУГ позволяет экономить до 150 тысяч рублей ежегодно. Маршрутки экономят до 200 тысяч рублей в год при половине пробега такси. КПГ стал менее выгодным в сравнении с дизельным топливом и СУГ.
Никита Денисов отмечает, что факторы, влияющие на переход транспорта на газ, разнообразны. Снижение использования газа в такси связано с изменениями в автопарке и предпочтением китайских брендов, не предназначенных для работы на газе.
Развитие инфраструктуры заправок также важно для увеличения количества газового транспорта. По планам, количество заправок ГМТ увеличится с 1170 в 2024 году до 2213 в 2035 году.
Сегодня в России 70 заправочных станций СПГ, расположенных преимущественно в Центральной России. 2025 год стал поворотным с точки зрения спроса на СПГ из-за сложной геополитической обстановки. Газовые компании стремятся увеличить спрос через газомоторную технику.