Торговые сети России сокращают количество магазинов
Крупнейшие торговые компании в России начали уменьшать число новых магазинов. Согласно данным, в январе—сентябре 2025 года сети открыли около 5,3 тыс. торговых точек — это на 30% меньше по сравнению с прошлым годом. Падение активности покупателей вынудило розничные компании провести оптимизацию своего бизнеса, что делает расширение сети магазинов невыгодным.
Исследование Infoline показывает, что продуктовые сети в России в 2025 году работают над повышением эффективности бизнеса за счет сокращения числа магазинов и уменьшения средней площади новых точек продаж. Крупнейшие розничные компании в целом уменьшили число открытых магазинов на 30% год к году. Общий прирост площадей у сетей входящих в топ-200 сократился почти на 10%, что стало рекордным за несколько лет, отмечают аналитики.
Снижение открытия новых магазинов связано с экономическими проблемами — высокими процентными ставками, увеличением стоимости строительства и оборудования магазинов, а также нехваткой квалифицированных сотрудников. По мнению экспертов, из-за изменения потребительского поведения продуктовых ритейлеров, динамика посещаемости магазинов значительно снизилась, что увеличивает срок окупаемости новых торговых точек.
В связи с этим ведущие компании начинают развивать более небольшие магазины. Средняя торговая площадь продуктовых сетей сократилась на 0,7% за январь—июль 2025 года. Количество небольших магазинов площадью 100–200 кв. м увеличилось на 15%, так как в жилых районах не всегда есть большие площади и растет стоимость аренды.
В X5 также отмечают сокращение площади торговых залов продуктовых магазинов и связывают это с развитием онлайн-продаж. Популярность крупных магазинов падает, так как покупатели предпочитают покупать продукты по мере необходимости.
Торговые сети переформатируются в поиске прибыли
По словам Станислава Богданова, в сложных условиях торговые компании вынуждены закрывать или изменять менее прибыльные объекты, сосредотачиваясь на более устойчивых форматах. В частности, ритейлеры все больше заинтересованы в развитии дискаунтеров, которые пользуются спросом у клиентов. Изучение Infoline показывает, что за первые девять месяцев 2025 года торговые площади сети дискаунтеров «Находка» увеличились в 3,4 раза до 47,4 тыс. кв. м, сети «Доброцена» — в 6,3 раза до 53,2 тыс. кв. м, а сетей «Победа» и «Народный амбар» — совокупно на 47,6%, достигнув 39,4 тыс. кв. м.
По мнению партнера NF Group Марины Малахатько, в настоящее время рынок розничной торговли проходит изменения, связанные с адаптацией к омниканальным продажам. Ритейлеры либо уменьшают размеры магазинов, либо меняют стратегию развития. Например, сеть магазинов «Вкусвилл» продолжает закрывать часть своих магазинов, сосредотачиваясь на онлайн-продажах.
Согласно мнению господина Бурмистрова, в 2026 году инвестиции и развитие новых торговых объектов крупнейших продуктовых сетей немного увеличатся. Это связано с низкой базой в начале текущего года, когда некоторые сети, такие как Selgros, временно приостановили свою деятельность. Однако органический рост сетей не сможет поддерживать прежний темп развития, поэтому основной прирост будет обеспечиваться за счет сделок по слиянию и поглощению, а также развития франчайзинговых проектов, считает управляющий партнер компании «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов.

