Новые требования для винных карт в ресторанах
С началом апреля в список вин, предлагаемых в ресторанах, должно быть включено не менее 20% продукции отечественного производства. Федеральные органы рекомендуют также учитывать наименование напитков на русском языке, информацию о производителе, стране происхождения и годе урожая. Решение призвано поддержать отечественных производителей и увеличить долю их продукции на рынке. Вещание «Ъ FM» провело опрос рестораторов столицы для выяснения, насколько востребована российская продукция. О теме дискуссии расскажет Александр Мезенцев.
Представители Роскачества сообщили, что данный документ устанавливает стандарты по представлению винной карты в ресторанах, но не обязательны к исполнению. Согласно оценкам Минсельхоза, объем производства вина в России в 2024 году увеличился на 15% по сравнению с предыдущим годом и превысил 600 миллионов литров. Помимо крупных заводов в Краснодаре и Крыму, также появляются небольшие винодельни, выпускающие напитки в стиле бургундского Pinot Noir и Chardonnay. Винный критик Денис Руденко подчеркивает, что хотя российские вина стали популярнее, потребительский спрос по-прежнему остается невысоким и не способен полностью заместить импортные аналоги.
Рестораторы считают, что посетители заведений предпочитают импортные вина из-за привычки и отсутствия количественного роста российских виноградников. Несмотря на медленное увеличение интереса к местным продуктам, они замечают, что из-за высокой стоимости и необходимости государственной поддержки, российские вина остаются дорогими и не всегда конкурентоспособными. Владелец ресторана Delicatessen Вячеслав Ланкин отмечает, что формирование спроса на российское вино — это долгий процесс, требующий времени и усилий, подобный развитию интереса к другим алкогольным напиткам в прошлом.
Участники опроса предполагают, что рекламные кампании, образовательные мероприятия и продвижение среди населения могут стимулировать спрос на отечественные вина. Для того чтобы увеличить интерес к этим продуктам, важно информировать потребителей о разнообразии и качестве российского вина, а также познакомить их с особенностями его производства.
Повышение пошлин на западные вина не стимулирует российских производителей
В последние периоды государственные органы увеличивают тарифы на алкогольные напитки из иностранных государств. На данный момент ставка поднялась до 25%, что составляет не менее 2 долларов за литр. Однако основатель сети ресторанов «Мясо и Рыба» Сергей Миронов считает, что эти меры не способствуют популяризации российских вин: «Пока эти продукты не пользуются большим спросом. Обычно если в ресторане 20% всего ассортимента составляют российские вина, то реальное потребление отечественных напитков около 10% от общего объема потребления алкоголя. Исключение составляют лишь заведения, специализирующиеся на русской кухне, или рестораны в популярных туристических местах. Среди крупных производителей, предлагающих уникальные товары, конкуренция практически отсутствует. Более того, сейчас действуют стандарты качества, и российские производители значительно увеличили цены. Есть компании, которые повысили стоимость продукции на 30%. Фактически, рестораны и магазины вынуждены сотрудничать с ними, и им приходится признать, что спрос сохранится».
По данным Росстата, в 2024 году около 45% граждан России употребляли вино несколько раз в месяц, а лишь 2% — еженедельно. Одновременно общая урожайность винограда в Российской Федерации в прошлом году достигла рекордной отметки — примерно 900 тысяч тонн, как сообщает Министерство сельского хозяйства и продовольствия.