Снижение объема российского контейнерного рынка в 2025 году
Профессионалы и специалисты отмечают, что отчетливо виден спад в объеме российского контейнерного рынка к концу 2025 года. Это сокращение связано с ослаблением экономической активности и высокими кредитными ставками внутри страны, а также с уменьшением объема мировой торговли, деглобализацией и ростом протекционизма. Предполагается, что в 2026 году может наступить восстановление рынка, главным двигателем которого станет экспорт, однако не ожидается, что его показатели превзойдут уровень 2024 года.
Эксперты отмечают, что сокращение контейнерных перевозок в 2025 году значительнее, чем прогнозировалось, при замедлении экономической активности при высоких кредитных ставках. Исследование, проведенное «Технологиями Доверия» («ТеДо») и ГК «Дело», указывает на сокращение российского рынка на 4% год к году. Эксперты убеждены, что контейнерный рынок больше не тесно связан с ВВП, и второй раз за четыре года он идет на спад. В то же время ВВП, согласно прогнозам, должен вырасти на 1,7% к концу 2025 года.
Согласно исследованию, российский контейнерный рынок, как и глобальный рынок, становится все более непредсказуемым. Различные факторы, такие как торговые войны, дефициты в бюджетах государств, более строгая денежно-кредитная политика, деглобализация, образование региональных торговых блоков и протекционизм, оказывают влияние на рынок. Прогнозируется сокращение мировой торговли на 0,9% к концу 2025 года и уменьшение доли импорта в мировом ВВП.
Тренды госучастия и контейнерного рынка в РФ
Эксперты отмечают рост воздействия государства на транспорт в России. По данным исследования, выручка пятерки государственных транспортных компаний в 2024 году достигла 4,5 трлн рублей, а доход новых компаний с госучастием составил 550 млрд рублей в этом году. Александр Иодчин предполагает, что увеличение госрегулирования будет ключевым трендом в 2026 году, в то время как влияние других факторов, таких как дефицит персонала, будет уменьшаться.
В Центре современной конъюнктуры на рынке отмечают, что перспективы отечественного контейнерного сегмента в 2026 году будут зависеть как от мирового рынка (где предложение возрастает быстрее, чем спрос), так и от российской экономики. Понижение ключевой ставки, восстановление покупательной способности населения и инвестиционной активности в 2026 году могут быть более медленными, чем ожидалось ранее, утверждают в Центре современной конъюнктуры. По их мнению, российский контейнерный рынок может осторожно расшириться на 1–2%, но не превысит объемов 2024 года. Наиболее благоприятные ожидания связаны с увеличением экспорта, поддерживаемым внешним спросом и расширением контейнерных сервисов, ростом терминальной инфраструктуры, возможным ослаблением курса рубля. FESCO прогнозирует постепенное восстановление рынка в 2026 году. Считается, что смягчение денежно-кредитной политики и увеличение поставок для автомобильной сборки могут стать двигателями восстановления рынка контейнеров в России, добавляют эксперты.

