Рынок полуприцепов находится в затруднительном положении
Отрасль испытывает трудности из-за снижения объемов перевозок, высоких ставок кредитования и слабого спроса на грузовики. Российским производителям не хватает поддержки со стороны государства, считает профильная ассоциация, а влияние на импортированную технику оказало повышение утильсбора. Участники отрасли прогнозируют значительное сокращение продаж в этом году, и лишь после восстановления рынка и снижения ключевой ставки Центробанка сектор может испытать рост, надеются дистрибуторы.
В январе и феврале продажи новых автополуприцепов в России сократились на 49%, до 3,7 тысячи штук, сообщили в «Росспецмаше». Проблемы отрасли связывают с высокими процентными ставками по коммерческим кредитам и лизингу, а также непростым финансовым положением перевозчиков.
Снижение объемов грузовых перевозок в России также оказало значительное воздействие на рынок, утверждает Артем Серегин, руководитель новых полуприцепов в GTS. Эдуард Миронов из FM Logistic отмечает, что начиная с середины прошлого года наблюдается уменьшение грузоперевозок, что отразилось и на текущем годе. Он объясняет это высоким уровнем процентных ставок Центробанка, препятствующих доступу к недорогим кредитам для развития бизнеса. Кроме того, господин Миронов указывает на связь между продажами полуприцепов и рынком грузовиков, который продолжает сокращаться.
Специалисты утверждают, что причиной падения продаж стало также увеличение утилизационного сбора. Уменьшение спроса, особенно касается иностранных брендов. Согласно данным, российские производители подвержены наибольшему снижению продаж, компании изготавливающие 70% полуприцепов в стране. В числе топ-3 брендов по продажам – «Тонар», Bonum и Luxuda, а также Grunwald и «ИнтерПрицеп». Среди самых популярных брендов полуприцепов со стажем включают Schmitz Cargobull, Krone, «Тонар», Kogel и СЗАП.
Тенденции на рынке полуприцепов: прогнозы и вызовы
В компании «Росспецмаш» подчеркивают, что растущие издержки производства, включая расходы на комплектующие, электроэнергию и логистику, оказывают влияние на отечественных производителей. Еще одним негативным фактором, затрагивающим спрос, является пересмотр условий программ господдержки и объемов финансирования. В ассоциации также подчеркивают необходимость поддержки перевозчиков и выравнивание условий конкуренции с зарубежными компаниями. В 2024 году из Германии и Польши в Россию было доставлено более 8 тыс. полуприцепов, добавляют в «Росспецмаше».
Эксперты и участники рынка прогнозируют сокращение объемов рынка полуприцепов к концу текущего года. По мнению ведущего стратега УК «Вектор Капитал» Максима Худалова, продажи уменьшатся по сравнению с предыдущими годами и составят около 43–44 тыс. единиц. Согласно информации Национального агентства промышленной статистики, в 2024 году было реализовано 47,7 тыс. полуприцепов. Дмитрий Бабанский прогнозирует сокращение рынка на 15–20%, в то время как мнение господина Серегина — на 30%. Рынок полуприцепов, по словам Евгения Голубева, находится в структурном кризисе. «Мы ожидаем начала повышения объемов продаж после стабилизации ситуации на рынке перевозок и понижении ключевой процентной ставки. На следующий 2025 год наш прогноз склоняется к негативной стороне», — отмечает он.