Беспилотное движение и страхование: вызовы и перспективы
Российский страховой рынок оказался не готовым к запуску беспилотного автомобильного движения. Согласно информации, предоставленной порталом АСН, главными препятствиями стали отсутствие телематической базы и соответствующих законодательных норм.
Первой магистралью в России, где началось беспилотное движение грузовиков, стала трасса М-11 Москва – Санкт-Петербург. Сейчас беспилотные грузовики также официально действуют на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). По данным Минтранса, эта новая технология уже доказала свою эффективность: скорость доставки увеличилась на 11%, а также уменьшились затраты на топливо и износ оборудования. Ожидается, что к концу 2025 года беспилотные транспортные средства преодолеют 10 миллионов километров и доставят более 1,5 миллиона кубометров грузов.
На данный момент в кабине беспилотных машин находится оператор, который осуществляет контроль над работой автопилота и готов вмешаться при необходимости. Он также несет ответственность при возникновении дорожно-транспортного происшествия. Что касается страхования, то на сегодняшний день применяются стандартные программы ОСАГО и каско. Однако специальных страховых продуктов для беспилотных транспортных средств пока нет.
Чтобы иметь возможность выдавать полисы ОСАГО, страховая компания должна обладать лицензией от Банка России и быть членом Российского союза автостраховщиков (РСА). При выборе страховщика можно руководствоваться двумя основными критериями. Первый - это обязательные условия: наличие лицензии и членство в профессиональной ассоциации. Поскольку сумма возмещения одинакова для всех, далее рекомендуется обращать внимание на стоимость полиса, репутацию страховой компании и качество обслуживания.