Товарооборот между Россией и Беларусью
Крепкие кооперационные связи в регионах ЦФО
В регионах Центрального федерального округа соседская республика имеет прочные взаимосвязи. Совместные предприятия успешно функционируют и запускаются новые. Деятельность данных компаний и их производство были выяснены нашими журналистами.
Союзное сотрудничество
В Брянской области функционируют коллективные предприятия "Брянсксельмаш", "Амкодор-Брянск" и "Термотрон-Завод", чья продукция в перспективе может быть признана "товаром Союзного государства".
Один из успешных проектов интеграции России и Белоруссии - совместное предприятие "Брянсксельмаш". Сегодня это второй комбайновый завод России. "Брянсксельмаш" - филиал белорусского концерна "Гомсельмаш", созданный в 2005 году для национализации комбайнов линейки GS на российском рынке и индивидуального выпуска другой сельхозтехники. Завод изготавливает продукцию бренда "Десна-Полесье", известного российским фермерам по комбайнам с клавишным соломотрясом КЗС-1218 - локализованной модели GS12 от "Гомсельмаш". Кроме комбайнов, завод производит жатки, самоходные энергосредства, мульчеры для обработки полей, сеялки для прямого посева и другую технику. Предприятие увеличивает долю местного производства и увеличивает закупки у российских компаний.
Другое совместное предприятие - "Амкодор-Брянск" - производитель трехтонных погрузчиков. В августе 2009 года было заключено соглашение о сотрудничестве между администрацией Брянской области и ОАО "Амкодор". Трехтонные погрузчики "Амкодор-Брянск" пользуются большим спросом. В рамках программы импортозамещения и локализации комплектующих "Амкодор-Брянск" начинает выпуск универсального погрузчика Амкодор 334С с грузоподъемностью 3,4 тонны с мотором Ярославского завода. Кроме производства на брянском заводе организован центральный склад запасных частей. Также Калужская область и Беларусь выделили средства на создание производственно-сервисного центра.
В конце 2024 года брянский "Термотрон-Завод" приобрел белорусский "Гомельский электротехнический завод" для локализации производства трамвайных приводов. До получения сертификата на свою продукцию до 2022 года, не было отечественных приводов. Гомельский завод также выпускает комплектующие для приводов, что позволяет предлагать рынку комплексные решения для железных дорог. Благодаря их приводам, эшелоны на высокой скорости остаются стабильными на поворотах.
Сотрудничество железнодорожников двух стран продолжает развиваться. Компания "Тулажелдормаш" заключила контракт на поставку техники для ремонта железных дорог в Беларуси. Тульское предприятие планирует начать производство виброплит для путевой техники на территории холдинга "Нива-Холдинг".
Промышленное сотрудничество между Россией и Беларусью
На повестке дня - планы строительства временных складов для запчастей от белорусских производителей и сотрудничество с "Могилевлифтмаш" по сборке лифтов.
В сфере промышленности также выделяются компании, такие как "Бел Лайт Групп" (производство светодиодных ламп), "Смолсельмаш" (агротехника), "Тау-С" (производство красок для дорожной разметки) и "Громтехпром" (обработка металла). Кроме того, многие смоленские предприятия имеют филиалы в Беларуси: у фабрики "Шарм" (часть холдинга "Русский трикотаж") есть цеха в различных городах, у Починковской швейной фабрики (входит в группу компаний "Техноавиа") - в других местах, и проект по подготовке кадров на базе Витебского технологического университета. Белорусская компания "Легпромразвитие" (Бобруйск) также имеет площадку на территории России - в Ярцеве. Предприятия поддерживают тесное сотрудничество в легкой промышленности. К примеру, трикотажная фабрика "Апрель" в Рославле более половины продукции поставляет по контрактам с белорусскими компаниями.
Взаимодействие предприятий от Волги до Свислочи
Сотрудничество ярославских и белорусских компаний в сфере машиностроения процветает. Продукция ПАО "Автодизель", АО "Фритекс" и ПАО "Завод "Красный маяк" из Ярославской области поставляется в Беларусь - двигатели и комплектующие для предприятий, таких как ОАО "Минский автомобильный завод" (МАЗ), "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ"), "Гомсельмаш" и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).
МАЗ также закупает лакокрасочные материалы от ярославских ООО "Объединение "Ярославские краски", ООО "Ярославская лакокрасочная компания" и "ЯрЛИ".
Латексные марки, произведенные в АО НИИ "Ярсинтез" из Ярославля, используются белорусским филиалом "Завода Химволокно" ОАО "Гродно Азот" для кордов. Продукция этого завода поставляется на шинные предприятия России, включая Ярославский шинный завод.
ООО "Углич-Пласт" сотрудничает с ОАО "Витебские ковры", предоставляя полимерные компаунды для ковровых изделий. В настоящее время ведутся переговоры об опытной партии смесовых термоэластопластов с ОАО "Минский завод Термопласт".
Группа компаний "Апрель", специализирующаяся на трикотаже для детей и взрослых, активно сотрудничает с 10 белорусскими компаниями по пошиву. Также "Апрель" приобрела швейное производство в Республике Беларусь.
Ярославские предприятия - АО "Корд" и ООО "Русарсенал" - закупают полиэфирные волокна и нити у ОАО "Могилевхимволокно" для производства своей продукции.
Ковровский электромеханический завод во Владимирской области традиционно сотрудничает с предприятиями Беларуси. Для выпуска погрузчиков используются двигатели Минского моторного завода. Производство КЭМЗ получило станочное оборудование от Минского моторного завода на более чем 300 миллионов рублей для технического перевооружения в 2023-2024 годах.
"ТермоЛазер" из Владимира является инновационной компанией, работающей с 2010 года в сфере лазерных технологий на промышленных предприятиях. Компания успешно сотрудничает с такими белорусскими предприятиями, как "БЕЛАЗ", "БМЗ", "Гомсельмаш", "МТЗ", "КЗТШ", "МЗКТ".
Современные технологии в промышленности
Применение лазерной обработки значительно продлевает срок службы деталей. Однако регистрация как иностранной компании создает определенные административные сложности для ООО "ТермоЛазер" в Беларуси. Для разрешения этих проблем и сделать передовые технологии доступными для местной промышленности может быть создан национальный центр лазерной обработки. Предприятие из Владимира готово оборудовать его необходимым оборудованием. План включает в себя создание специализированного инновационного участка для лазерной обработки.
АО "Муромский стрелочный завод" получает льготный кредит из фонда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для реализации проекта по производству стрелочной продукции для скоростных железнодорожных магистралей. В это проект также вовлечено белорусское предприятие ООО "Гидропресс", которое обеспечит поставки прессового оборудования стоимостью 111 миллионов рублей. Общая стоимость инициативы составляет 1,3 миллиарда рублей, включая 777 миллионов - выделенных кредитом ЕАЭС. Предприятие планирует производить 160 стрелочных переводов ежегодно для высокоскоростных поездов, развивающих скорость до 400 км/ч. Ожидается, что завершение проекта запланировано на второй квартал 2027 года.
Костромская область также является примером успешного сотрудничества. Завод автокомпонентов сотрудничает с Минским моторным заводом и другими компаниями из Беларуси, в то время как Галичский автокрановый завод сотрудничает с белорусскими производителями кранового оборудования.
Инновации в сельском хозяйстве и переработке отходов
В прошлом году в Тамбовской области, в партнерстве с белорусским холдингом "Гомсельмаш", было запущено производство беспилотных комбайнов, способствующих экономии топлива, улучшению качества уборки зерна и оптимизации логистики. Проект реализуется на базе местной компании "Титан" в рамках инвестиционного проекта на сумму около пяти миллиардов рублей, что позволит создать 200 рабочих мест. В течение пяти лет объем производства на новой площадке вырастет до 600 машин в год. По заявлению регионального правительства, впереди Тамбова появится российско-белорусский кластер, производящий не только сельскохозяйственную технику, но и комплектующие и запчасти к ней, а также беспилотные аппараты для сельского хозяйства.
В Воронежской области при участии белорусских инвесторов успешно действуют строительные предприятия, где осуществляется локализация производства лифтов. Планируется осуществить проект компании "Экологическая инициатива" (организованной ООО "Белинжинирингстройинвест") по переработке автомобильных шин в экономической зоне "Центр" с инвестициями до 900 миллионов рублей. Новый завод сможет перерабатывать до 15 тысяч тонн отходов в год, включая обувь, автомобильные шины и промышленные отходы, превращая их в резиновую крошку, порошок, металлическое и текстильное вторичное сырье.