Рост креативного сектора: новые организации и тренды
Увеличение количества компаний в области творчества в российской экономике продемонстрировало стабильный рост в последние два года, согласно анализу экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, основанному на информации из базы данных «СПАРК-Интерфакс». В 2023 году зарегистрировали 188 тыс. организаций (прирост 2,8% к предыдущему году), в то время как в 2024 году число достигло уже 194 тыс. (рост на 3,1%).
Креативный сектор охватывает 17 индустрий, включая сферы, связанные с музыкой, кино, видеоиграми, дизайном, модой и гастрономией. Важной причиной увеличения числа компаний стало стабильное снижение ликвидаций организаций при практически постоянном количестве вновь создаваемых фирм. За последние пять лет число ликвидаций ежегодно сокращалось в среднем на 20%, а в 2024 году составило 13,6 тыс. С другой стороны, регистрация компаний увеличивалась с 2020 по 2023 год, но затем снизилась в 2024 году на 7%, до 15,9 тыс.
Наиболее значительное увеличение количества компаний в 2024 году отмечено в сферах программного обеспечения (прирост на 2,7 тыс.), гастрономии (380), арт-индустрии, кино и дизайна. Снижение числа компаний, напротив, заметно в рекламной индустрии, издательском деле, сфере медиа и культурном отдыхе, а также в сфере ювелирного дела.
Эксперты выделяют четыре основные группы индустрий в креативном секторе. Одни сектора характеризуются высокими темпами создания компаний и низкими показателями ликвидации (например, анимация, видеоигры, ПО, гастрономия). В других отраслях как создание, так и ликвидация компаний происходят на высоком уровне (дизайн, музыка, арт-индустрия). Третьи индустрии имеют низкие темпы как создания, так и ликвидации из-за длительных производственных циклов и сложных барьеров для новых игроков на рынке. В эту группу входят например, издательское дело, архитектура, кино, исполнительские искусства и культурное наследие. Наконец, четвертая группа отличается низким количеством создаваемых компаний и высокими ликвидациями, что повышает риски для таких индустрий как мода, ювелирное дело, медиа, реклама и ремесла.