Рост экспорта российской нефти
Снижение тарифов на перевозку и цен на сырье способствовало расширению экспорта российской нефти. В апреле объем отгрузок через порты достиг 448 тыс. тонн в день, вернувшись к уровню декабря перед введением санкций. С устойчивым спросом на нефть в Азии и дешевыми перевозками ожидается сохранение текущих объемов экспорта и в мае.
Объемы перевалки нефти в портах в апреле вернулись к уровням 2024 года, достигнув 448 тыс. тонн в день, по оценкам Центра ценовых индексов. Отгрузки в сравнении с мартом увеличились на 9,1%. Таким образом, поставки вернулись к уровню до введения санкций, включая ограничения на 180 танкеров. В январе из-за ограничений экспорт сократился примерно на 5%.
Согласно Центру ценовых индексов, наибольший прирост в апреле показали отгрузки через порт Козьмино — на 17,79%, Усть-Лугу — на 8,95%, Приморск — на 4,76%. Порт Новороссийск уменьшил загрузку на 13,64%.
В начале мая отгрузки продолжили расти. За неделю загрузка портов возросла на 6,4% до 523 тыс. тонн в день.
Алексей Политов из Центра ценовых индексов отмечает, что главные рынки для экспорта — Индия, Китай и Турция, где цена на российскую нефть привлекательна. Средняя цена на нефть Urals в апреле составила $55,8 за баррель, снизившись до $51 в начале мая.
Эксперт Людмила Рокотянская считает, что рост экспорта в апреле связан со снижением мировых цен на нефть и восстановлением добычи стран ОПЕК+. Постепенное возвращение к высоким объемам добычи может способствовать увеличению экспорта из РФ. Также важно восстановление поставок в Китай после январских санкций США.
Экспорт нефти: повышение конкуренции и новые вызовы
Алексей Политов утверждает, что в мае участники рынка ожидают сохранения апрельского уровня экспорта или небольшого роста.
Согласно обзору ЦЦИ, снижение цен на российскую нефть до уровня менее $60 за баррель, установленного странами G7, привлекло дополнительный флот и увеличило конкуренцию между судовладельцами, что привело к снижению ставок фрахта, которые резко возрастали в начале года. По данным аналитиков, стоимость перевозки нефти из Козьмино в Китай сократилась на 60% от максимумов этого года до $3,3 за баррель. Доставка из западных портов подешевела на 10–20%, до $1,5–2,5 за баррель.
По оценкам S&P Global, в апреле танкеры, связанные со странами G7, перевозили 1,27 млн баррелей в сутки (б/с) российской нефти. Это на 54% больше, чем месяцем ранее, и самый высокий результат с марта 2024 года. Судя по данным S&P Global, танкеры из G7 доставили в апреле 26,9 млн баррелей Urals, тогда как суда других стран — 23,5 млн баррелей.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что пока не наблюдается предпосылок для повышения цен на нефть в связи с геополитическими напряженностями и торговыми войнами. Он также указывает на решение ОПЕК+ наращивать добычу на 411 тыс. б/с в июне, что втрое больше оригинального плана.
Тем временем ограничения в отношении танкеров, перевозящих российскую нефть, могут быть расширены. Согласно Bloomberg, в 17-й пакет санкций ЕС может войти до 150 танкеров, подозреваемых в обходе ценового потолка. Людмила Рокотянская отмечает, что основной риск состоит в поддержке США ЕС и введении подобных ограничений. Игорь Юшков считает, что ЕС, вероятно, не введет ограничения на новые суда, а примет списки американских. Но в случае расширения списка новыми судами, это может изменить логистические цепи. По мнению эксперта, наибольшему риску подвергаются танкеры, заходящие в балтийские порты, где увеличиваются задержки и проверки, что может свидетельствовать о желании ЕС ужесточить контроль.