Развитие отрасли гостиничного бизнеса в России
Повышение спроса на внутренний туризм и поддержка со стороны государства активизируют инвестиции в отрасли гостеприимства. Количество зарегистрированных компаний, предоставляющих гостиничные услуги в России, увеличилось на 19% за первый квартал года. Несмотря на перспективы роста рынка, стоимость проектов и сложности с финансированием могут заставить бизнес пересмотреть свои стратегии.
Количество зарегистрированных компаний в России, занимающихся гостиничным и курортным бизнесом, увеличилось на 5,2% по сравнению с прошлым годом, достигнув 40,3 тыс. на 1 апреля. За первый квартал было создано 1,5 тыс. новых гостиничных компаний, что на 18,7% больше, чем за аналогичный период год назад. Регистрация гостиниц выросла на 17,4%, их количество достигло 1,4 тыс. Кемпингов стало практически вдвое больше, а санатории показали отрицательную динамику, уменьшившись на 0,8%.Согласно партнеру NF Group Ольге Широковой, в 2024 году в России было введено в эксплуатацию 80 новых гостиниц и отелей, общим числом 9 тыс. номеров. За первый квартал 2025 года было сдано еще 2 тыс. новых номеров. Ожидается, что в Москве в этом году будет сдано 820 новых гостиничных номеров, а в Санкт-Петербурге – 1,5 тыс. Это вдвое больше, чем в предыдущем году, прокомментировал руководитель Nikoliers Олег Германенко. Появление крупного проекта гостиницы Svet на 802 номера в Санкт-Петербурге частично оправдывает такую высокую динамику.
Ольга Широкова прогнозирует, что к 2025–2026 годам количество номеров в России составит 10–12 тыс. в год, т.е. рост качественных номеров на 7%. По мнению партнера CMWP Марины Мережко, в 2025 году будет сдано не менее 14 тыс. номеров. Важно учитывать отдельные небольшие объекты, поскольку по экспертной оценке, за счет программы модульных отелей может появиться еще 7 тыс. номеров.
Гендиректор Azimut Hotels Максим Бродовский сообщил, что в 2024 году число номеров в их сети увеличилось на 1,7 тыс. и сейчас находится в процессе реализации еще 2,5 тыс. номеров. Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба отметил, что в прошлом году номерной фонд их сети увеличился на 3%. Кроме того, компания заключила договора по управлению 33 объектами на более чем 11 тыс. номеров, что немаловажно для будущего расширения фонда без крупных инвестиций.
В условиях увеличения прибыльности гостиничного бизнеса наблюдается рост инвестиционной активности. Согласно Hotel Advisors, стоимость гостиничного номера в Москве и Санкт-Петербурге за первый квартал выросла на 16% по сравнению с прошлым годом. Это привело к увеличению доходности номеров (RevPAR) на 8% и 17% соответственно, подчеркивает Олег Германенко. Несмотря на некоторое снижение загрузки отелей в Москве (-7%) и Санкт-Петербурге (+1%), тенденция является положительной. Операционная прибыльность для отелей в Москве составляет 35–45%, для курортных – 25–35%, для региональных – 25–30%, по словам Марины Мережко.
Интерес бизнеса к гостиничному рынку
Ольга Широкова связывает увеличение внимания бизнеса к сфере гостеприимства с расцветом туризма и реализацией программ государственной поддержки. Среди таких мер она называет государственное финансирование процентных ставок по кредитам, льготную налоговую политику. Максим Бродовский объясняет, что из-за высокой стоимости заемных средств окупаемость многих гостиничных проектов на рынке может превышать десять лет, но с помощью специальных ставок этот срок может быть сокращен до восьми лет. Меры направлены главным образом на поддержку крупного предпринимательства. «В регионах основными инвесторами являются крупные игроки, инвестиционные и промышленные корпорации», — подчеркивает господин Биба.
Марина Мережко отмечает увеличение интереса инвесторов к разработке новых отельных проектов. Однако по словам Олега Германенко, прогресс откладывают на общенаучные факторы, такие как рост стоимости кредитных ресурсов и строительных материалов. Госпожа Мережко указывает, что строительство крупных гостиниц требует масштабных вложений. «Финансирование строительства, выплата процентов на стадии инвестирования, обслуживание кредита и покрытие начальных убытков могут обойтись владельцам от 30 до 40% общей суммы инвестиций», — уточняет она. Это заставляет инвесторов пересматривать свои проекты — возникают апартаменты, уменьшается доля инфраструктуры для отдыха и развлечений.