Рост доли российских производителей в продажах рома
Увеличение доли отечественных производителей в продажах рома за январь—май на более чем 60% год к году свидетельствует о успешности стратегии бизнеса по расширению ассортимента в условиях уменьшения зарубежных аналогов. Однако из-за нехватки местного сырья полностью отказаться от зарубежных дистиллятов не получится.
Данные участников алкогольного рынка показывают, что доля российского рома в продажах составила 62,3% за период с января по май 2025 года, что в два раза выше, чем год назад. Объем продаж отечественной продукции увеличился на 2,2 раза до 485,2 тыс. декалитров за первые пять месяцев текущего года, а спрос на ром вырос на 9,7% до 779,3 тыс. декалитров, сделав его самой динамично развивающейся категорией алкоголя.
Этот рост продаж отечественного рома происходит благодаря запуску новых брендов производителями.
В 2024 году локальные марки, вышедшие в свет того же года, составили 3,4% от общих продаж рома. Еще 5,2% пришлось на бренды 2023 года, а 9,5% на прошлогодние. Основные отечественные марки гарантировали 8,4% продаж.
Российские компании начали активно развивать производство рома несколько лет назад, и это приносит свои плоды, учитывая изменение потребительских предпочтений в сторону альтернативных напитков. Положительную динамику в секторе крепких алкогольных напитков аналитики связывают с активностью местных производителей, которые занимают пустующие позиции на рынке в результате уменьшения импорта.
Рост пошлин на импортированный ром также оказывает давление на объемы импорта на отечественном рынке.
Изменения на рынке рома
Начиная с сентября 2024 года, повышен налог на алкоголь с крепостью более 9% (включая ликер, водку, ром, джин, бренди, виски) из недружественных стран до 20% от их цены, но не менее €3 за литр. Статистика за январь-май показывает снижение продаж рома из США на 90,9% год к году до 17,1 тыс. дал. Доля рома в общем спросе упала более чем в 10 раз с 26,53% до 2,2%. Однако некоторые страны наблюдают рост продаж. Например, спрос на ром из Доминиканы увеличился на 2,3%, до 125,6 тыс. дал, из Индии на 9,5%, до 40,7 тыс. дал, из Таиланда на 126,3%, до 23,4 тыс. дал.
Компания "Татспиртпром" отмечает стабильный рост отгрузок рома месяц от месяца. Они считают, что этот рост связан с конкурентоспособностью продукции и надеются на дальнейшее развитие. Один из факторов увеличения спроса - популяризация коктейлей. Несмотря на начальные трудности с поставками дистиллята, сейчас ситуация стабилизировалась. Производство рома растет, хотя Россия не производит собственного дистиллята, отмечает президент компании Ladoga Вениамин Грабар. Однако, он добавляет, что дистилляты поставляются из дружественных стран.
Президент гильдии "Алкопро" Андрей Московский говорит, что полностью перенести производство рома в Россию невозможно. Он объясняет, что есть два варианта: дистиллировать тростниковую мелассу на месте или закупать готовый ром за рубежом. Российские производители сейчас развивают импорт рома для розлива в России из стран Карибского бассейна, Южной Америки, Закавказья и Азии.
Часто в России под локальным ромом подразумевают зарубежные бренды. Самым популярным брендом в 2024 году стал Bacardi Oakheart, выпускаемый на "Тульском винокуренном заводе". Ароматные компоненты и спирт добавляются к значительной части продукции, говорит господин Московский.