Проблемы поставок угля для РЖД
ОАО «РЖД» столкнулось с недопоставкой угля по согласованным заявкам: до 30% грузов на западное направление (порты АЧБ, ОЖД, Балтийского и Арктического бассейнов) не были предъявлены к перевозке. Потери составили 150 тыс. тонн ежесуточно, или 4,5 млн тонн в месяц. Из-за этого 72 тыс. полувагонов простаивают на путях, нарушая работу.
В апреле ситуация сохраняется: ежедневно не грузятся 1,6 тыс. вагонов (100 тыс. тонн угля). Компании объясняют это низкими мировыми ценами и невыгодным курсом рубля. Часть потерь компенсирована перевозками металлов и удобрений.
По данным аналитиков, перевалка угля в Арктике упала на 35,2%, в АЧБ выросла на 12,7%, но в марте динамика ухудшилась. Экспорт через Усть-Лугу снизился на 31%.
Эксперты связывают кризис с укреплением рубля, сделавшим экспорт угля нерентабельным. В «РЖД» предлагают резко повысить штрафы за невыполнение заявок (сейчас — 10 руб./тонна) и ввести дифференцированную систему: чем позже отказ, тем выше штраф. В СОЖТ критикуют эту инициативу, называя её попыткой переложить ответственность.