Растущий спрос на жесткие дискаунтеры
В России повышается заинтересованность в жестких дискаунтерах. По информации Nielsen, клиенты посещают такие магазины в среднем до пяти раз ежемесячно. Самая крупная группа покупателей составляют семьи с заработком от 90 до 150 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге таких семей более трети. Тем не менее, данный формат активно развивается. Крупные ритейлеры, включая X5 Group, «Магнит» и «Лента», запускают собственные цепочки магазинов. Прошлогодняя доля жестких дискаунтеров в общем объеме продаж продуктов превысила 5%, по оценкам Infoline. Это втрое больше, чем в 2018 году, когда данный формат только начинал завоевывать популярность.
По словам независимого аналитика Александра Анфиногенова, стереотип о дискаунтерах, как о магазинах "для бедных", устарел: "Практика показывает, что ценовые предложения жестких дискаунтеров пользуются спросом, и то, что они предпочитают более минималистичное оформление торговых залов, даже устанавливают там паллетную выкладку, в целом не раздражает покупателя. Главное - наличие продуктов, за которыми люди пришли в магазин, и, конечно, цены.
Из унылых магазинов, которыми раньше были дискаунтеры, они превратились в очень привлекательный формат.
Маржинальность дискаунтеров ниже, поскольку затраты на накладные расходы также ниже, и при оценке объема товара обеспечивается более высокий объем проходящих через магазин клиентов. Иными словами, на фоне, например, уменьшения интереса к гипермаркетам, жесткие дискаунтеры успешно заполняют свою рыночную нишу".
В прошлом году доля дохода, принесенного дискаунтером "Чижик", выросла примерно вдвое, до 7%, следует из отчетности X5 Group. Объем продаж сети также удвоился почти до 250 миллиардов рублей. Бизнес жестких дискаунтеров традиционно опирается на модель EDLP - "каждый день низкие цены". Такой подход предусматривает высокий уровень собственных торговых марок, в некоторых сетях их доля превышает 60%. Это дает возможность ритейлерам контролировать как цены, так и качество товаров.
Формат жестких дискаунтеров выгоден как для ритейлеров, так и для поставщиков, отмечает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: "С точки зрения предложения, создаваемого этим магазином, все выглядит достаточно захватывающе. Ассортимент в какой-то степени ограничен и составлен из товаров, которые пользуются спросом у клиентов. Имеется определенный выбор в каждой категории, что обеспечивает достаточно быструю реализацию товаров, снижая затраты на убытки от истекших сроков годности, что, в целом, влияет на прибыльность магазина.
Развитие формата дискаунтеров и их успешность в России
В каждой категории товаров представлена одна позиция, что способствует увеличению продаж в 15 раз по сравнению с другими супермаркетами. Этот подход приносит больший оборот и прибыль. В дальнейшем ожидается дальнейшее развитие этого формата.
В России формат дискаунтеров начал развиваться позже, чем за рубежом, часто запуск совпадал с экономическими кризисами. Например, «Светофор» открылся в 2008 году, а «Чижик» в 2020.
Дополнительную информацию можно получить в Telegram-канале "Ъ FM".
Валерия Калинина