Рекордные продажи гибридных автомобилей и электромобилей в России
В октябре был зафиксирован абсолютный рекорд продаж новых гибридных автомобилей, а также самый высокий показатель для электромобилей с мая 2024 года. Рост спроса был вызван предполагаемым увеличением цен, которое в некоторых случаях достигает до 1,2 млн рублей из-за изменений в правилах расчета утилизационного сбора. Считается, что наиболее конкурентоспособные цены будут сохранены у российских производителей. В октябре, автомобили Voyah и Amberauto, собранные в России, уже вышли в лидеры по своим сегментам.
Рынок новых гибридных автомобилей (PHEV) в России в октябре увеличился на 54% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 6,29 тыс. штук, по данным "Автостата". Это рекордный уровень продаж за всю историю как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении, приближаясь к 4% рынка, утверждает генеральный директор агентства Сергей Целиков. Продажи этих автомобилей выросли на 62% по сравнению с сентябрем.
По мнению г-на Целикова, взрывной рост спроса связан в первую очередь с предстоящим повышением утилизационного сбора и последующим увеличением цен. Эксперт отмечает, что продажи увеличились не только на импортируемые автомобили, но и на те, которые производятся в России.
Согласно директору компании "Авилон Электро" Сергею Мелюху, ажиотаж вызван пересмотром правил расчета утилизационного сбора, касающегося всех ввозимых в РФ гибридных и электрических автомобилей с мощностью более 160 лошадиных сил. Он напоминает, что с 1 декабря изменения в ценообразовании будут наиболее значимыми. Предполагалось, что новые правила вступят в силу с 1 ноября, однако правительство решило перенести это на месяц, до 1 декабря.
По оценкам генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, цены на определенные модели гибридных и электромобилей увеличатся на 15-20%. Например, цены на автомобили бренда Lixiang подорожают на 1,2 млн рублей, а Zeekr — на 1,6 млн рублей. Начальник отдела продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов отмечает, что это значительное повышение. Он подчеркивает, что производители, локализовавшие свое производство в России, смогут остаться в выигрыше. Продажи автомобилей местного производства Voyah уже оказывают влияние на рынок, комментирует г-н Иванов.
Эти тенденции подтверждаются "Автостатом".
Продажи новых электромобилей и гибридов в октябре
По информации агентства, лидером в категории подключаемых гибридов в октябре выступил бренд Voyah (1,57 тыс. единиц). На втором месте теперь находится прежний лидер рынка Lixiang (1,44 тыс. единиц). Тройку лидеров замкнули марки Exeed/Exlantix (613 шт.). За ними следуют Geely (471 шт.) и Aito (412 шт.).
Также продажи новых электромобилей в октябре установили новый рекорд: с ростом в 19,6% по сравнению с прошлым годом, рынок достиг 1,6 тыс. единиц, что является лучшим показателем с мая 2024 года, сообщили в «Автостате». Лидером в этой нише впервые стал выпускаемый на калининградском заводе «Автотор» Amberauto (358 шт.). В пятерку лидеров также вошли: Zeekr (291 шт.), Evolute (256 шт.), Avatr (110 шт.) и BYD (107 шт.).
Хотя абсолютный рекорд был установлен в октябре, господин Иванов утверждает, что на рынке гибридов «никакой магии» пока не произошло и их доля составляет около 4%. По данным «Автостата», продажи таких автомобилей за январь–октябрь сократились на 11%, почти до 30 тыс. единиц. Эксперты прогнозируют рост доли гибридов в будущем. Согласно Николаю Иванову, в следующем году она увеличится до 5–6%.
В условиях общего ажиотажа «успеть до 1 декабря» продажи гибридов в ноябре могут превзойти результаты предыдущих месяцев, считает Сергей Мелюх, но это будет сильно зависеть от наличия автомобилей, которые успеют привезти до текущего эковзноса. Николай Иванов прогнозирует увеличение доли гибридных машин в ноябре до 4,5–5%.
Общие продажи новых легковых автомобилей в России в октябре выросли на 35% по сравнению с сентябрем, достигнув 165,7 тыс. штук, что является рекордным результатом с ноября 2024 года.

