Лидеры рынка автомобилей класса люкс в России
Группа люксовых автомобилей, подпадающих под налоговые льготы с 2014 года, значительно изменилась. Кроме Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce и Bugatti, появились еще 13 брендов, включая китайские Hongqi, Lixiang, Zeekr, а общее число моделей достигло 555. Существенное преимущество на рынке сохраняют западные производители, в то время как китайские бренды сопоставимы с ними по цене и относятся к премиум-классу. Продажи автомобилей класса люкс, несмотря на общий спад рынка, остаются стабильными, обусловленные незначительным воздействием негативных экономических факторов и укреплением рубля, стимулируя спрос. По прогнозам дилеров, продажи люксовых автомобилей к концу года могут увеличиться, в то время как премиум-сегмент, вероятно, покажет снижение.
В апреле продажи новых автомобилей класса люкс в России увеличились на 15% по сравнению с прошлым годом, до 78 единиц, несмотря на кризис в других секторах рынка. Общие результаты за четыре месяца незначительно ниже прошлогодних, достигая 193 машины. Рост спроса в апреле, вероятно, связан с укреплением рубля, что делает импорт более доступным и покупки выгоднее.
По мнению Николая Баскакова, директора направления «Авилон Премиум», рынок автомобилей класса люкс в России остается стабильным благодаря целевой аудитории с высоким уровнем дохода, менее подверженной экономическим колебаниям. Такие потребители готовы приобретать автомобили даже при росте цен.
В апреле лидером рынка люксовых автомобилей стал Bentley, увеличив продажи на 22,7%, до 27 единиц. На втором месте оказался Rolls-Royce с 26 проданными машинами, что на 62,5% лучше чем год назад. Лидеров дополняют Lamborghini, Ferrari и Aston Martin, чьи продажи также показали значительный рост. Самыми популярными моделями в апреле были Rolls-Royce Cullinan, Bentley Bentayga, Bentley Continental GT, Lamborghini Urus и Rolls-Royce Spectre. Российский бренд Aurus также присутствует на рынке, однако точные данные о продажах не раскрываются.
Главным регионом для покупки люксовых автомобилей остается Москва. Также отмечается, что часто такие машины приобретаются в лизинг для топ-менеджеров.
Грань между исключительностью и премиумом
Различие между автомобилями исключительного класса и премиум-категории на рынке становится все менее очевидным, согласно экспертам отрасли. Они отмечают, что помимо высокой стоимости, которая присуща обоим сегментам, производителей исключительных автомобилей характеризует их богатая история и прочная репутация. "Здесь нет четких критериев. Однако многие считают, что Rolls-Royce — это исключительность. Это выработано годами, если не десятилетиями, а в некоторых случаях даже веками", — отмечает Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем". Аналитик Господин Целиков признает, что универсальных принципов разделения на исключительность и премиум не существует, однако "Автостат" при исследовании данных опирается на мнения европейских экспертов относительно классификации брендов и уровня цен.
Тенденции на рынке автомобилей класса люкс
Средняя цена автомобиля класса люкс, согласно исследованию среди дилеров, оценивается в 30–45 миллионов рублей.
На автомобильном рынке присутствуют известные бренды, относящиеся к премиальному сегменту, но в их модельном ряду есть автомобили, которые либо приближаются к границе класса люкс, либо уже в него входят, отмечает глава отдела новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов. "Например, марка Jaguar Land Rover. Модель Range Rover Autobiography SVO стоит более 40 миллионов рублей. Это практически цена Bentley Bentayga",— уточняет руководитель.
Различия между сегментами люкс и премиум, по мнению Евгения Житнухина,— это уникальность, использование материалов высокого качества, ручная работа и инновационный дизайн, что делает автомобили по сути "произведениями искусства". Однако, при учете инфляции и изменений на рынке, различия между ними становятся менее явными. По мнению господина Житнухина, некоторые производители премиум-класса начинают предлагать модели с элементами роскоши, чтобы привлечь клиентов из более высокого сегмента.
Еще одним отличием автомобилей класса люкс является ограниченное количество предложения, отмечают эксперты. Такие машины, по словам господина Иванова, не могут продаваться в количестве 5 тысяч в месяц. "Возможно, есть рынки, где это возможно, например в Китае или США, но это исключение из общего правила",— добавляет он.
Шикарные стандарты
Один из официальных показателей престижности авто в России - вхождение в список моделей, подлежащих специальному роскошному налогу. Этот налог рассчитывается через умножение обычной дорожной пошлины на коэффициент, зависящий от цены и возраста машины. Перечень автомобилей, попадающих под увеличенный налог, ежегодно обновляется Министерством промышленности и торговли. В него включены как премиальные, так и роскошные бренды.
В 2014-м году, когда мера заработала, "роскошными" считались автомобили с ценой от 3 миллионов рублей. Тогда в списке значились всего 187 моделей из автобрендов Audi, BMW, Cadillac, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Toyota, Volkswagen, Bentley, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce и Bugatti.
Увеличение минимальной цены на «роскошные» машины
В текущем году, после принятия изменений к Налоговому кодексу, установлен новый порог минимальной стоимости автомобилей класса «роскошные» — 10 миллионов рублей. Это правило остается в силе до сих пор. В соответствии со списком, предоставленным Минпромторгом, к 2025 году категория «роскошных» автомобилей будет включать в себя 555 моделей, что в три раза больше, чем в оригинальном перечне. Количество брендов, представленных в этом списке, увеличилось с 2014 года на 13: в нем теперь представлены Chevrolet, Genesis, Aurus, а также китайские производители Aito, HiPhi, Hongqi, Lixiang, Seres, Tank, Voyah, Zeekr, BYD, M-Hero.
Китайский путь
Несмотря на проникновение китайских автомобилей на рынок России, до сегмента премиум-класса китайские бренды не достигли, и нет признаков, что они достигнут его в будущем, по мнению участников отрасли. В то же время китайские производители не спешат позиционировать себя как люксовые, предпочитая премиум. По мнению экспертов, скепсис к автомобилям из Китая в целом в этом сегменте преодолен: они становятся хорошим вариантом (особенно в верхнем премиум-сегменте) для тех, кто не желает переплачивать за европейские марки.
Согласно данным "Автостата", китайские бренды в январе—апреле заняли лидирующие позиции на рынке новых премиальных автомобилей, который продемонстрировал в целом резкий спад (минус 45,6% год к году). Первое место заняла марка Exeed, продажи которой снизились на 51,6% год к году, до 7,39 тыс. автомобилей. На втором месте находится Tank, уменьшивший продажи на 33,9%, до 5,76 тыс. штук. Третье место занимает Lixiang: снижение продаж на 67,7%, до 3,32 тыс. штук. За ними следуют BMW и Mercedes-Benz (минус 26,6%, до 3,17 тыс. штук, и минус 21,5%, до 2,02 тыс. штук, соответственно). Самые популярные модели за первые четыре месяца текущего года — Exeed LX, Tank 300, Tank 500, Exeed RX и Lixiang L7.
Параллельный путь
Иностранные производители премиум-машин прекратили официальные поставки в Россию в 2022 году, однако автомобили продолжают поступать в страну через параллельный импорт, отмечают дилеры и эксперты. В основном, машины поступают через Белоруссию и Киргизию, подчеркивает господин Целиков.
Согласно данным "Автостата", в январе—апреле в Россию импортировались премиум-автомобили Rolls-Royce в основном. Поставки бренда увеличились на 11,9%, достигнув 94 штук. На втором месте оказались автомобили Bentley, импорт которых снизился на 8%, до 69 единиц. На третьем месте оказалась Lamborghini, сократившая поставки на 43,2%, до 42 автомобилей. Ferrari и Aston Martin закрывают пятерку самых популярных брендов с увеличением поставок на 30% и вдвое соответственно, достигнув 39 и 12 штук. Согласно собеседникам, премиум-автомобили чаще всего импортируются "под заказ", их количество на свободном рынке ограничено.
Возвращение люксовых марок в Россию
Никто пока не обсуждает возможность вернуть в Россию роскошные бренды, однако господин Иванов полагает, что это будет проще всего. По его мнению, вся цепочка поставок представлена небольшими автомобильными бутиками. Открытие полноценных дилерских центров требует больших усилий и времени», — высказывает топ-менеджер. Согласно Евгению Житнухину, возвращение зарубежных премиальных марок все же потребует значительных логистических мероприятий и восстановления доверия у покупателей.
Рынок набирает скорость
Большинство участников рынка и экспертов оценивают перспективы рынка автомобилей класса люкс позитивно, как минимум продажи останутся на уровне прошлого года. Согласно «Автостату», в 2024 году было продано 568 таких машин. «Рост продаж люксовых автомобилей во втором квартале определенно продолжится, и ключевой фактор — летний сезон, когда активно покупают люксовые спортивные модели»,— прогнозирует Николай Баскаков. Положительной динамики в сегменте также ожидает господин Житнухин. Противоположная ситуация, рассказали дилеры, вероятна в премиуме. «Мы точно понимаем, что рынок премиальных автомобилей сильно упадет. Мой прогноз — как минимум на 50% по итогам 2025 года»,— полагает Николай Иванов.