Рынок подержанных автомобилей в марте: анализ
Рынок автомобилей с пробегом в марте демонстрирует рост по сравнению с февралем, однако отстает от прошлогодних показателей. Сезонные колебания и особенности вторичного сегмента автомобилей влияют на потребителей, предпочитающих избежать китайских машин и экономить. Прогнозы дилеров и рыночных участников разнится: кто-то ожидает стагнации в апреле, в то время как другие прогнозируют рост на уровне 10%.
Продажи подержанных легковых автомобилей в России сократились на 10,7% в годовом сравнении, достигнув отметки в 448,3 тыс. штук в марте, как сообщает информационное агентство "Автостат". По отношению к февралю этот показатель увеличился на 12,9%. Генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков отмечает положительную динамику, обусловленную ростом вторичного рынка, который является выбором для тех, кто не желает импортировать китайские автомобили. В первом квартале доля китайских марок в общем объеме продаж подержанных автомобилей составила всего 4%.
Эксперт подчеркивает, что привлекательность подержанных машин обусловлена их более низкой стоимостью. В настоящее время сегмент новых автомобилей насыщен кроссоверами, в то время как популярные модели седанов и хэтчбеков, за исключением Lada, широко представлены на подержанном рынке. Поэтому потребители, желающие приобрести именно такие автомобили, чаще обращаются в сегмент подержанных машин.
Исполнительный директор агентства Сергей Удалов указывает, что сезонный спрос оказал влияние на рост продаж месяц к месяцу. Однако годовое снижение объема продаж объясняется высокой базой данных предыдущего года, когда продажи были выше из-за вступления в силу новых правил импорта автомобилей.
Большинство дилеров отмечают, что не заметили сезонного роста спроса, а наоборот, продажи оцениваются ниже уровня февраля. По словам Сергея Целикова, большая часть сделок в сегменте подержанных автомобилей заключается между частными лицами, в то время как официальные дилеры составляют около 15% рынка, помимо перекупщиков и независимых участников.
Тенденции рынка подержанных автомобилей в России
Руководитель отдела подержанных автомобилей в компаниях "Автодом" и "АвтоСпецЦентр" Андрей Гришаков отмечает, что увеличение объемов продаж не отмечается ни за март, ни в апреле. Это объясняется, в частности, высокой ключевой ставкой Центробанка и нестабильной обстановкой на рынке, которая создает риск ухода брендов.
По мнению Гришакова, из-за низкого спроса в данный момент действуют скидочные предложения даже на подержанные автомобили. Из-за высоких затрат на финансирование большинство дилеров вынуждены выставлять машины на продажу как можно быстрее, поясняет он. Аналогичное мнение высказывает директор по подержанным машинам в компании "Рольф" Вадим Черноусов, отмечая, что из-за отсутствия роста спроса в первом квартале возникла необходимость в использовании скидочных программ.
Средняя стоимость подержанного автомобиля за январь-март уменьшилась почти на 500 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом и не достигла отметки в 2 млн рублей, подчеркивает заместитель генерального директора по подержанным автомобилям в АГ "Авилон" Роман Титов. Господин Целиков оценивает среднюю стоимость подержанных автомобилей в 1,2 млн рублей.
Наиболее популярным брендом в сегменте подержанных автомобилей в марте остается Lada, продажи которого уменьшились на 1,5%, до 121,29 тыс. штук по годовой динамике.
Тойота из Японии удерживает второе место, сократив реализацию на 16,1%, до 43,59 тыс. штук. Третье место занимает корейская марка Kia с объемом в 23,8 тыс. подержанных автомобилей, что на 18,9% меньше, чем годом ранее. На следующих местах располагаются Hyundai и Nissan, реализации которых снизились на 16,7%, до 23,3 тыс. штук, и на 18,4%, до 19,3 тыс. штук соответственно. Все марки в первой десятке показывают двузначный прирост по сравнению с предыдущим месяцем и уменьшение в годовой перспективе, информируют в агентстве "Автостат". Отдельно стоит выделить Volkswagen, который увеличил продажи меньше всего за месяц (на 9%), а сократился сильнее всех за год (на 20%).
Согласно данным "Автостата", продажи подержанных легковых автомобилей в первом квартале увеличились на 3,2% по сравнению с предыдущим годом, составив 1,27 млн штук. По словам г-на Удалова, это в основном связано с высокими результатами января. Эксперты и участники рынка немного оптимистичны, но Сергей Целиков прогнозирует падение вторичного рынка на 10–12% к 2025 году. Г-н Гришаков уверен, что апрель будет повторением марта по продажам. Вадим Черноусов более позитивен и предсказывает рост продаж в апреле на 10%, но не более. Он также говорит о возможном снижении цен на подержанные автомобили на 5% в случае отсутствия увеличения спроса.