Рост производства алкоголя и напитков брожения
В определении аналитиков за период январь—май 2025 года объем напитков брожения увеличился на 3,9% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 372 миллионов декалитров. Причиной этого стало сокращение импорта из Евросоюза из-за повышения пошлин и усиление внутреннего рынка после введения маркировки.
Согласно данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), производство напитков брожения за указанный период увеличилось на 3,9%, до 372,04 миллионов декалитров. Выпуск пива с крепостью до 8,6% вырос на 2,4%, достигнув 317,25 миллионов декалитров, а пивных напитков — на 13,1%, до 49,2 миллионов декалитров. Рост производства сидра, пуаре и медовухи составил 16,2%. Особенно заметен прирост в производстве медовухи — на 20% до 1,28 миллиона декалитров, и сидра — на 15,1%, до 3,89 миллиона декалитров. Единственное снижение показало пиво с крепостью выше 8,6% — его разлив сократился на 6,5% до 33,1 тысячи декалитров.
Директор AB InBev Efes по взаимодействию с органами власти Вячеслав Ефимов подтверждает положительный тренд, который начался в сентябре 2023 года и продолжается до января 2025 года. Он связывает рост отрасли с маркировкой и мерами по борьбе с неоднозначным оборотом алкоголя. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов также подтверждает, что рост производства является результатом стабилизации рынка.
Несмотря на положительную динамику, начиная с начала 2025 года, заметно замедление в связи с увеличением акцизов, отмечает господин Мамонтов. Сбор за производство пива с крепостью от 0,5% до 8,6% увеличился с 26 до 30 рублей за литр. Эксперты предупреждают об возможной стагнации в будущем.
Рост производства пива сейчас происходит за счет наращивания производства внутри страны и сокращения импорта из-за подорожания. Согласно совладельцу SVAM Group и пивоварни Gletcher Игорю Хавскому, ставка на ввоз пива из других стран увеличилась в десять раз, до 1 евро за литр. Импорт пива из Евросоюза в Россию сократился в 3,8 раза, согласно данным Евростата за январь 2025 года.
Текущий рост алкогольных напитков с низким содержанием спирта
Повышение выпуска сидра, пуаре и медовухи в настоящее время обусловлено низким стартовым уровнем, подмечает Александр Хавский.
Этот тренд также связан с уменьшением потребления крепкого алкоголя в пользу напитков с низким процентом алкоголя или безалкогольной продукции. Потребители переключаются на апетитные алкогольные напитки, такие как сидр или медовуха, подчеркивает эксперт. Также, снижение производства пива с алкогольным содержанием выше 8,6% связано с этим явлением, отмечает г-н Хавский.
Категория также растет за счет обращения к слабоалкогольным коктейлям, утверждает Вячеслав Мамонтов. Ранее, изготовители стали отказываться от алкогольных коктейлей из-за значительного увеличения налогов на них в прошлом году, производя свою продукцию под видом пива (подробнее 8 февраля). Со ссылкой на двух производителей данной продукции, издание Shopper’s сообщило, что РАТК уже потребовал остановить данный подход.
По мнению главы Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, когда производство окончательно легализуется к концу этого года, действие маркировки иссякнет, и, вероятно, начнется уменьшение продаж и производства пива и других напитков, как и происходит в настоящее время с крепкими алкогольными напитками. По данным РАТК, продажи крепкой алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) упали на 20,4% за первые пять месяцев этого года, до 59,95 млн дал. Г-н Шапкин связывает это с несколькими обстоятельствами: ростом цен на пиво в начале 2025 года, сложной экономической обстановкой в стране, переходом молодежи на безалкогольные напитки и ужесточением борьбы с промысловиками и алкомаркетами в регионах.
Как было сообщено 10 марта, в начале 2025 года многие производители повысили отпускные цены на пиво примерно на 10–15%. По оценкам аналитической компании «Нильсен», натуральные продажи пива в январе—апреле текущего года увеличились на 2,3% по сравнению с предыдущим годом, а денежные продажи — на 20,3%. Доля пива в общем объеме продаж алкоголя в денежном выражении составляет 41,3%.
Владимир Комаров