Рост отрасли общепита и ожидания франшиз
Повышение посещаемости в ресторанах подтолкнуло предпринимателей к возвращению к планам открытия новых заведений. В начале 2025 года количество регистраций компаний в данной сфере увеличилось на 5,1%. Это было обусловлено не только повышением прибыльности бизнеса, но и ожиданиями возвращения международных брендов общепита для сотрудничества по франшизе. Эксперты прогнозируют сохранение позитивной динамики в отрасли на протяжении года.
В январе—марте 2025 года количество регистраций компаний в области общественного питания возросло на 5,1% по сравнению с прошлым годом, практически до 10 тыс., оценили в «Контур.Фокус». Годом ранее, наоборот, наблюдалось снижение: тогда показатель уменьшился на 3,8%, до 9,5 тыс. При этом рост ликвидаций также замедлился: в начале 2025 года таких предприятий было на 8,3 тыс., что на 7,8% больше по сравнению с прошлым годом, сообщают аналитики. Год назад рост составлял 20,5%.
Регистрация новых компаний — это результат уже завершенных переговоров, начатых в 2024 году, объясняет специалист Franshiza.ru Анна Рождественская. Предприниматели осознают, что с высоким процентным ключевым процентом ЦБ им предстоит долго работать, и те, кто прежде принимал ожидающую позицию, решили осуществить свои планы, поясняет она.
Один из факторов увеличения регистраций новых предприятий в сфере общественного питания — повышение уровня прибыльности этого бизнеса, считает партнер практики оценки бизнеса и активов консалтинговой компании Neo Станислав Мудров. По его данным, в 2020 году прибыльность в сегменте была 3,75% из-за ограничений, вызванных коронавирусом, а в 2024 году возросла до 10,87%.
В начале 2025 года на фоне ожиданий улучшения внешнеполитической обстановки и возвращения в Россию ряда ушедших три года назад международных брендов общепита некоторые рестораторы стали строить более оптимистичные прогнозы относительно роста спроса и вернулись к планам открытия новых заведений с надеждой на будущее сотрудничество по франшизе, говорит директор по развитию франчайзинговой сети «Якитория» Александр Муратов. В Kokoc Group предсказывают, что в 2025 году в РФ могут вернуться до 350 иностранных компаний. Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев ранее заявил, что ожидает возвращение компаний из США в Россию уже во втором квартале 2025 года.
Ресторанный бизнес сегодня среди самых быстрорастущих отраслей экономики, подчеркивает основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. Восстановление посещаемости после серии кризисов стимулировало предпринимателей открывать новые заведения. В 2024 году количество покупок в точках общественного питания по всей России увеличилось на 7% по сравнению с прошлым годом, а средний чек возрос на 9%, до 989 руб., следует из подсчетов оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Эти факторы в общей сложности привели к росту оборотов отрасли. По данным Росстата, в 2024 году объем рынка общественного питания возрос на 20% по сравнению с предыдущим годом, до 3,44 трлн руб.
Успешный рост в сфере ресторанного бизнеса
В «Платформе ОФД» подчеркивают, что с января по март 2025 года выручка от рестораторов возросла на 15%, за счет увеличения количества чеков на 2% и среднего чека на 13%, достигнув отметки в 1,3 тыс. рублей. Спрос на посещение ресторанов постоянно увеличивается, что объясняется ростом доходов населения, сообщает г-н Гончаров.
Особенно стабильный рост продемонстрировал сектор фуд-холлов. Согласно прогнозам компании Nikoliers, в 2025 году планируется открытие 38 новых объектов общей площадью 106 тыс. квадратных метров. Внедрение развитой инфраструктуры за пределами столицы уже ощущается в Челябинске и Новосибирске, где действуют три фуд-холла в каждом городе, а также в Южно-Сахалинске, Екатеринбурге, Уфе, Иваново, Краснодаре и Ярославле, где каждый открыл по два фуд-холла, уточняют эксперты.
Ожидается, что благоприятная динамика регистрации и открытий сохранится в течение всего 2025 года, утверждает Александр Муратов. Этому будет способствовать, в частности, повышенный спрос на питание на вынос. По словам Михаила Гончарова, люди все реже выделяют время на приготовление пищи, отдавая предпочтение готовым блюдам.