Рост интереса к бизнес-перелетам
Авиакомпании в России зафиксировали увеличение популярности бизнес-класса среди премиальных туристов и представителей корпоративного сектора. Эксперты отмечают рост прямых и транзитных перелетов бизнес-классом. Сегмент бизнес-пассажиров по-прежнему остается малым, но показывает тенденцию к росту.
Компании, включая "Аэрофлот" и S7, сообщают о росте продаж билетов бизнес-класса в первом квартале 2025 года. "Аэрофлот" отмечает увеличение количества пассажиров благодаря расширению предложения мест. Компания S7 предсказывает рост спроса на бизнес-перелеты на внутренних и международных направлениях.
В "Уральских авиалиниях" также отмечается небольшое увеличение продаж билетов бизнес-класса, особенно на внутренних маршрутах. Все авиакомпании отмечают увеличение средней глубины бронирования на бизнес-классные перелеты.
Устойчивый спрос на бизнес-класс в авиакомпаниях
В Azur Air отмечают стабильный интерес к перелетам в бизнес-класс и по туристическим направлениям. Там сообщили, что ввели в эксплуатацию специальный самолет в бизнес-версии — Lujo Black Jet на 72 места. Зимой он летает на Мальдивы, летом — в Бодрум, окупаемость мест достигает почти 90%.
По информации компании делового туризма «Аэроклуб» (оценивают свою базу в 2 тыс. корпоративных клиентов), спрос на бизнес-класс вырос на 12% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Доля бизнес-класса в общем объеме всех корпоративных перевозок достигла 4%, против традиционных 3%. Основная часть авиабилетов приобреталась на рейсы «Аэрофлота» — 84% всех корпоративных перелетов, S7 — 12%, Utair — 2%. Крупнейший объем продаж пришелся на секторы нефтегазовой и энергетической отраслей — треть всех бронирований. Финансово-кредитные и страховые учреждения зарезервировали 10% авиабилетов. Среди отраслей с наибольшей долей бизнес-класса также добывающая промышленность, консалтинг, юридические и финансовые компании. В компании подтверждают смещение к раннему бронированию, связанное с желанием клиентов сэкономить на командировках. В первом квартале 2025 года 40% авиабилетов были приобретены за две недели и ранее до даты вылета. Год назад это составляло 35%, а в 2019 году — всего лишь 29%.
Средняя цена билета бизнес-класса составила 71,5 тыс. руб. за перелет в одну сторону, что по данным «Аэроклуба» на 4% ниже, чем годом ранее, и на 29% выше предпандемийного уровня.
В «Авиасейлс» зафиксировали увеличение бронирований в бизнес-классе на 29% после 2024 года. В топ-5 зарубежных направлений сервиса вошли Китай (18% от общего объема билетов бизнес-класса), Турция и ОАЭ (по 10%), а также Узбекистан и Таиланд (6% и 4%, соответственно). Средний чек на кругосветный перелет увеличился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом. В список направлений, включая транзитные перелеты, также попали Сингапур (7% от числа бронирований по всем классам), Гонконг (4,6%), Мальдивы (4%) и США (3,2%).
По данным OneTwoTrip за 2024 год, доля перелетов бизнес-классом по РФ составила 1,3% (в 2023-м — 0,7%), а за границу — 3,7% (было 2,9%). Средняя стоимость билета в одну сторону бизнес-классом до Москвы — 48 тыс. руб., как и в 2023-м, в Санкт-Петербург — 42 тыс. руб. (рост на 5%), в Сочи — 50 тыс. руб. (без изменений). Полет в Ереван стоил около 68 тыс. руб. в 2024 году (на 10% меньше, чем в 2023-м), в Баку — 70 тыс. руб., а в Стамбул — 115 тыс. руб. (без изменений).
Доля бизнес-класса на внутреннем рынке практически не изменилась с 2019 года, покончив с пандемийным спадом, однако международных перелетов она значительно сократилась, отмечает Андрей Крамаренко, старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ.
Доля бизнес-класса на рынке авиаперевозок: анализ эксперта
Актуально по данным рынка, процент бизнес-класса в сегодняшние времена значительно меньше 3% от общего числа пассажиров (111,7 млн в 2024 году), утверждает специалист.
В период 2010-х годов общая аудитория пассажиров стремительно увеличивалась, по его словам, за счет туристических поездок в экономическом классе, в то время как корпоративный сектор — основной источник клиентов для бизнес-класса — если не останавливался на месте, то рос «намного медленнее». «В конце 2010-х годов 15% продвижения бизнес-класса было возможно только на высококлассных деловых, туристических или шопинговых маршрутах: в Париже, Милане, Мюнхене или Ницце»,— подчеркивает он.
Следствием пандемии стало изменение востребованности бизнес-класса с международных на местные маршруты «вследствие сокращения внешнеторговых контактов и за счет частичной переориентации премиального туризма на внутренний рынок». Кроме того, если до пандемии российские компании имели дело с перевозчиками, предлагавшими относительно скромные услуги в сфере бизнеса, то ныне на доступных зарубежных направлениях есть множество высококлассных перевозчиков с качественным продуктом, включая Emirates, Qatar, Etihad, Turkish Airlines и Air Astana.
Доля российского бизнес-класса в целом сравнима с европейским рынком авиаперевозок. Там произошла трансформация рынка в сторону «абсолютного» доминирования экономического класса на 10–15 лет раньше, чем в России, где процесс перестройки начался с начала 2010-х годов, заключает эксперт.