Рост платежей за электроэнергию
Рост тарифов на электроэнергию в России в 2025 году
В настоящее время в нашей стране, при текущем высоком уровне ключевой ставки Центробанка (21%) и уровне инфляции 2,28% к 17 марта, любое повышение цен и тарифов становится особенно болезненным. Особенно это касается энергоресурсов, влияющих на стоимость других товаров и услуг.
Основная причина увеличения платежей для определенных компаний заключается в изменениях, произошедших в организации сетевого хозяйства нашей страны с начала текущего года. Российская электрическая сеть разделена на федеральные и региональные сети. Федеральная сеть высоковольтных линий ФСК "ЕЭС (принадлежащая "Россети") передает электроэнергию от крупных производителей региональным распределительным сетям - территориальным сетевым организациям (ТСО), которые передают ее потребителям. В какой-то степени ТСО являются посредниками, а их участие в торговле (в данном случае, продаже электроэнергии) приводит к дополнительным расходам. Однако это не просто перепродажа, для подключения необходимо оборудование, подстанции, линии электропередач и дальнейшее обслуживание. Поэтому большинство потребителей в нашей стране были присоединены к сети через ТСО. Тарифы за такие подключения называются "котловыми". Однако существует возможность прямого подключения к федеральной сети, особенно для крупных промышленных предприятий, способных приобрести необходимое оборудование или арендовать его у другого предприятия. В этом случае цена электроэнергии будет ниже. Разница в тарифах может достигать нескольких раз.
С 1 сентября 2024 года в России начала действовать система образования системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО) с целью улучшения надежности поставки электроэнергии потребителям. Эти организации обязаны обеспечивать электроснабжение в каждом регионе страны, устранять аварии и заниматься бесхозными сетевыми объектами. СТСО получает статус крупнейшей сетевой организации региона. С 1 января на тарифы СТСО были переведены некоторые предприятия, ранее приравнивавшиеся к федеральной сети.
Согласно Федеральной антимонопольной службе (ФАС), в связи с законом "Об электроэнергетике" были внесены изменения в условия отнесения потребителей к категории пользователей услуг передачи электрической энергии по федеральным сетям. Из-за этого стоимость электроэнергии могла измениться.
В 69 из 89 регионов России дочерние предприятия "Россети" получили статус системообразующих территориальных сетевых организаций, поэтому обратились к головной компании за разъяснениями. По словам представителей компании, Закон о СТСО определил ограниченный список лиц, которым услуги по передаче электроэнергии оказываются только организацией управляющей федеральной сетью. Если потребитель не соответствует условиям списка, с 1 января 2025 года его тарифы за передачу энергии будут основаны на единых котловых тарифах, установленных в регионе. В результате такая оплата будет выше, поскольку котловые тарифы превышают стандартные тарифы федеральной сети.
Электросетевой комплекс: рыночные и государственные аспекты
Нейтральные мнения экспертов подтверждают, что ведущие компании энергосистемы активно взаимодействуют с правительством, предлагая новые стратегии, направленные на оптимизацию взаимодействия с крупными предприятиями.
Тем не менее, внедрение СТСО имеет свою обоснованность. В России в 2023 году функционировало около 1,3 тыс. сетевых организаций, из которых более 40% не соответствовали энергетическим стандартам. Многие из них столкнулись с проблемами износа оборудования, отсутствием запасных пунктов и отсутствием системы профилактического обслуживания. Структурированные программы модернизации могли бы улучшить ситуацию. Концепция СТСО была разработана с целью сохранения надежных крупных поставщиков электроэнергии на рынке и исключения недобросовестных участников.
Сегодня наблюдается противостояние двух точек зрения на эволюцию энергетической инфраструктуры - сторонников коммерческого развития и поклонников комбинированного государственно-частного управления. Ожидать падения тарифов в случае выбора второго сценария было бы наивно, однако возможно замедление роста цен.
Примером принятых мер является разработка стандартов учета операционных издержек сетевых организаций ФАС. Их внедрение будет способствовать повышению прозрачности и эффективности тарифного регулирования, а также обеспечение надежности системы энергоснабжения.
Эксперты рекомендуют промышленным предприятиям активизировать меры по сокращению энергопотребления, что может существенно снизить расходы. Улучшение учета энергии и переход к альтернативным источникам могут значительно улучшить финансовую составляющую.
Следует отметить, что повышение тарифов влияет в первую очередь на средние предприятия, косвенно связанные с энергетической системой.
Анализ производственных процессов энергетических компаний России позволяет выделить внутренние резервы, способные финансировать модернизацию системы без дополнительного увеличения тарифов.
Официальные комментарии Минэнерго отсутствуют.