Рост тарифов на грузоперевозки: сокращение автопарка и конкуренция с Китаем

Рост тарифов на грузоперевозки: сокращение автопарка и конкуренция с Китаем

Новости
03
Рефинанс

Рост тарифов на автомобильные перевозки

Участники сферы автогрузоперевозок фиксируют увеличение цен на свои услуги начиная с апреля—мая. Стоимость подошла к уровню 2024 года, однако его пока не достигла. Основная часть компаний считает, что это обусловлено не повышением спроса, а уменьшением числа доступных автомобилей. Некоторые перевозчики ожидают дальнейшего роста цен, но большинство игроков прогнозируют изменение тренда при малейшем изменении ключевой ставки. Также в данной сфере указывается проблема демпинга со стороны китайских перевозчиков на территории России, где условия работы для них выгоднее, чем для отечественных компаний.

Согласно экспертам логистической платформы «Монополия», тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом в мае приблизились к уровню прошлого года (снижение составило 3,3%), что свидетельствует о устойчивом восстановлении цен. В мае текущего года тариф составил 66,4 рубля за километр, а в мае 2024 года — 68,7 рубля за километр.

Однако основная причина роста цен кроется в уменьшении количества доступных транспортных средств. По мнению директора по развитию компании «Монополия» Льва Стариковского, значительное воздействие на повышение тарифов оказывает снижение количества доступного транспорта. Некоторые компании отказываются от техники, приобретенной в лизинг в 2023–2024 годах из-за снижения оборотных средств в тот период, когда доходность грузоперевозок достигла пика. Также есть перевозчики, которые намеренно снизили активность в ожидании более выгодных тарифов.

Проблема уменьшения количества грузовозов на рынке подтверждается и президентом таможенного брокера KBT Юлией Шленской. Она отмечает, что тенденция к уменьшению не столько автомобилей, сколько водителей. Молодежь не стремится работать в сфере дальнобойных перевозок, несмотря на высокий уровень дохода в данной области. Старший поколение выходит из отрасли по естественным причинам, а также из-за службы в силовых структурах, где у водителей действительно ценные специальности. Также число автомобилей на рынке уменьшилось значительно. В связи с отсутствием грузов транспортные компании массово возвращают в лизинг ранее приобретенную технику.

Участники рынка по-разному оценивают влияние сезонных факторов на увеличение цен. Коммерческий директор компании Dentro Альбина Дронова подтверждает начало подъема тарифов и спроса с середины апреля, связывая это с сезонной активизацией строительных работ и товаров, популярных летом. Однако, по ее мнению, основная причина — дефицит техники на дорогах. Она отмечает, что на данный момент нет много новых приобретений автомобилей, как было в прошлом году. Альбина Дронова также говорит, что в текущей ситуации компании склонны к оптимизации расходов, а часть из них вынуждена приостановить деятельность из-за финансовых трудностей.

Однако директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов утверждает, что пока не стоит говорить о резком увеличении цен из-за ухода с рынка владельцев транспорта. По его словам, хотя тарифы на некоторые виды перевозок действительно повышаются, это в основном связано со сезонными колебаниями.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Поможем получить кредит с плохой кредитной историей
Бесплатная консультация

Эксперты об экономике перевозочной отрасли

Основатель VIG Trans Игорь Ребельский предполагает, что уход некоторых перевозчиков с рынка и сокращение парка транспортных средств у оставшихся субъектов приведет к дальнейшему снижению цен. При этом он отмечает, что любые прогнозы могут быть изменены Центральным Банком путем повышения или понижения ключевой ставки. В начале года транспортные компании делились своими прогнозами на текущий год, однако многие из них уже не имеют силы. Г-н Ребельский подчеркивает, что невозможно точно предсказать изменения цен в ближайшие месяцы, но подчеркивает, что нормализация ставки ЦБ приведет к увеличению товарооборота и значительному росту тарифов на перевозки.

Юлия Шленская также говорит, что влияние на отрасль будет оказывать экспансия китайских автоперевозчиков на российском рынке и возможные меры правительства. Она предостерегает от потенциального демпинга со стороны китайских перевозчиков, которые могут позволить себе подобные действия при значительной разнице в ключевых ставках между Китаем и Россией. Г-жа Шленская утверждает, что когда отечественные перевозчики проиграют в конкурентной борьбе, цены на перевозки будут диктоваться оставшимися участниками рынка.

Последние дебаты также активно обсуждают конкуренцию с китайскими перевозчиками, которые, несмотря на ограничения на каботаж, работают на российской территории. Китайские компании, благодаря более выгодным условиям труда и более низким расходам, могут предлагать цены значительно ниже российского уровня. Например, китайский перевозчик оплачивает тягач за 4 миллиона рублей против 7,5 миллионов рублей у отечественных партнеров, а также имеет льготный лизинг и более низкую заработную плату водителям, что позволяет им работать в более комфортных условиях.

Наталья Скорлыгина

Читайте также
Просроченная ипотечная задолженность в России достигла 129 млрд рублей: рост за 2025 год — 1,9 раза
Ипотека
Просроченная ипотечная задолженность в России достигла 129 млрд рублей: рост за 2025 год — 1,9 раза
Проблемы с ипотечной задолженностью в России. Россияне массово отказываются выплачивать ипотеку.
12 июня
01
Росатом расширяет проект: в Узбекистане построят большую и малую АЭС
Бизнес
Росатом расширяет проект: в Узбекистане построят большую и малую АЭС
Росатом расширяет проект в Узбекистане: помимо ранее запланированной малой атомной электростанции, компания построит и большую АЭС, сообщает Минэкономразвития через Интерфакс.
12 июня
01
Сбербанк расширил сервис «Наличные на кассе» до 37 тыс. торговых точек в России
Финансы
Сбербанк расширил сервис «Наличные на кассе» до 37 тыс. торговых точек в России
Сбербанк расширил сервис снятия наличных на кассе в торговых точках. Сбер распространил услугу снятия наличных на кассе на 37 тысяч торговых точек по всей России.
12 июня
02