Цены на густые йогурты и сыры выросли на 20%
Средняя цена густых йогуртов и сыров увеличилась более чем на 20% за прошедший год. Этот рост связан с увеличением издержек производителей и ведет к снижению спроса со стороны потребителей. Граждане стараются экономить, не только уменьшая объем покупок данных продуктов, но и меняя свои предпочтения в пользу более натуральных альтернатив.
Согласно данным от компании разработчика кассового программного обеспечения, средняя стоимость густых йогуртов в рознице в январе—августе составила 30 рублей за 100 грамм, увеличившись на 21,8% по сравнению с предыдущим периодом. По этим же данным, цены на сырки и снеки выросли на 18,9%, достигнув отметки в 84 рубля, а на питьевые йогурты — на 16,9%, до 30 рублей.
Росстат отмечает, что средняя цена йогуртов в целом в российской рознице увеличилась на 9,6% год к году, достигнув 321,8 рубля за килограмм в августе. Также классические сыры подорожали на 19,9%, стоимость плавленых сыров выросла на 13,9%.
Исследование компании "Нильсен" указывает на общий рост цен на молочную продукцию за последний год. В денежном выражении цены выросли на 15,5%, в то время как в натуральном — снизились на 2,5%.
Цены на молочную продукцию растут вместе с издержками для производителей. По сообщению "Руспродсоюза", цены на сырое молоко увеличились на 23,1%, что также влияет на себестоимость йогуртов. Рост цен также обусловлен стоимостью упаковки, фруктово-ягодных добавок и логистики, согласно Health & Nutrition. По их словам, рост цен затрагивает все эти аспекты.
Молочная продукция является одной из главных статей расходов на продукты первой необходимости. Согласно исследованию "Ромира", с июня 2024 по май 2025 года на молочные продукты пришлось 10,8% структуры расходов граждан на необходимые товары.
Продажи молочной продукции на рынке
Предшествующий увеличению цен тенденция заставляет покупателей значительно ограничивать приобретение определенных категорий молочной продукции. Согласно информации от "Эвотора", продажи густых йогуртов в период январь-август текущего года сократились на 12,4% по сравнению с прошлым годом, а сыров - на 8,5%. В компании NTech отмечается снижение объемов продаж натуральных полутвердых сыров на 2,7% по сравнению с прошлым годом в период январь-июнь 2025 года, а плавленых - на 5,6%.
Глава Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов отмечает падение спроса на молочные продукты начиная со второго квартала 2024 года. Однако, он полагает, что ситуация в настоящее время стабилизируется и ожидает восстановления продаж к концу года. Он обращает внимание на увеличение объемов переработки, что приводит к образованию дополнительного запаса молочной продукции с длительным сроком хранения, что в свою очередь способствует увеличению предложения.
В компании H&N пояснили, что продажи йогуртов в России традиционно зависят от доходов населения: при их увеличении увеличивается и потребление современной молочной продукции.
На данный момент рынок подвержен негативным макроэкономическим тенденциям. Согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли, к концу 2025 года реальные денежные доходы населения увеличатся на 5,9%. В прошлом году этот показатель составил 7,3%.
Вместе с общим спадом спроса меняется и структура потребления йогурта. По данным "Эвотора", продажи натурального питьевого йогурта без добавок в период январь-август текущего года увеличились на 27,5% по сравнению с прошлым годом. В то же время, интерес к йогуртам с вишневым или черешневым вкусом упал на 12% год к году, а черничные потеряли 1,8%.
В компании H&N зафиксирован активный рост популярности греческого йогурта. Согласно данным от "Эвотора", потребители с низким уровнем дохода и старше 55 лет чаще всего переходят на продукцию без добавок.