Повышение числа жалоб на МФО в ЦБ
За первые три месяца 2025 года количество жалоб на микрофинансовые организации (МФО) в Центробанке увеличилось на 10%. В ЦБ поступает обращения от клиентов МФО с просьбой пересмотреть задолженность, сформированную под воздействием рекомендаций из социальных сетей, сообщил регулятор. Специалист из "Рефинанс" Артур Хачатрян объяснил, в каких случаях клиент имеет право требовать пересчет задолженности и когда МФО не может отказать заемщику.
Пересчет задолженности может быть необходим, если клиент досрочно погасил долг, а МФО не пересчитала набежавшие проценты, или если просрочка платежей привела к превышению предусмотренных законом штрафов. Помимо этого, клиент имеет право требовать пересчета в случае дополнительных платных услуг или изменений в условиях договора, таких как реструктуризация или предоставление льготного периода, пояснил Хачатрян.
При досрочном погашении займа МФО обязана провести пересчет: начисление процентов должно основываться на реальном сроке пользования суммой, отметил эксперт. Также, в случае превышения общей суммы процентов, штрафов и других платежей порога в 130% от основного долга, МФО должна пересчитать задолженность. Кроме того, заемщик имеет право требовать перерасчет, если есть предпосылки полагать, что расчет был выполнен некорректно или с нарушением условий договора.
Для проверки правильности начисления процентов и общей переплаты следует изучить условия займа: в договоре должны быть указаны процентная ставка, алгоритм начисления, возможные комиссии и штрафы, отметил Хачатрян. Важно проверить, не включены ли дополнительные платные услуги в общую стоимость (как, например, страхование, телемедицина), которые иногда навязывают без согласия клиента, добавил он.