Рост перевозок леса по железной дороге в России
Перевозки лесопродукции по железной дороге увеличились в начале года. Внутренние поставки устойчиво росли, несмотря на сложности логистики. Экспортный рост объясняется низкой базой прошлого года из-за высоких транспортных расходов.
Отправка леса и пиломатериалов по железной дороге выросла на 3%, достигнув 7,7 млн тонн за первый квартал 2025 года. Перевозка для переработки увеличилась на 4%, хотя затруднена была из-за плохих погодных условий во многих регионах.
Выгрузка на экспорт пиломатериалов увеличилась на 5%, круглого леса сократилась на 13%. Общее количество грузов выросло на 1%, но при сравнении с предыдущими годами видно снижение.
Главным потребителем стал Китай, который закупил 1,6 млн тонн пиломатериалов и 0,4 млн тонн круглого леса из России. Однако спрос на необработанную древесину удалось удержать на стабильном уровне.
Общий объем перевозки лесных грузов увеличился на 0,1%, динамика повысилась в марте. Однако спрос на продукцию ЛПК снизился из-за замедления рынков недвижимости ведущих стран, что привело к усилению конкуренции среди поставщиков.
Тенденции развития лесопромышленного комплекса в северо-западном регионе
Отчеты из предприятий свидетельствуют о сохранении на низком уровне цен на готовую продукцию деревообрабатывающей промышленности как на внутреннем, так и на внешних рынках, не превышающих 40% от предыдущего года. Поставки некоторых северо-западных компаний за границу приносят убытки.
Руководство компании "ТрансЛес" отмечает увеличение расходов на водный транспорт в Архангельской области на 20%, при этом навигация по некоторым рекам ограничена. Проблемы также связаны с отсутствием поддержки в виде обработки речного дна на Северной Двине. Увеличиваются издержки на железнодорожные перевозки и имеется дефицит железнодорожного состава.
Александр Дятлов, глава комитета Архангельского заксобрания, подчеркивает, что предприятия региона вынуждены переходить на железнодорожные перевозки, что приводит к задержкам в обороте контейнеров и поступлении доходов, сокращая их. Он считает необходимым увеличение субсидий на морские перевозки из портов северо-запада и компенсаций на железнодорожные перевозки. Глава Минпромторга, Антон Алиханов, объявил о планах расширения субсидирования транспортных издержек, хотя признал, что задача сложная.
Представители Segezha Group отмечают растущее значение северо-западного направления из-за ограничений на восточном пути и нестабильности южных маршрутов. Они считают, что субсидия поможет обеспечить стабильность поставок и сохранить конкурентоспособность на мировых рынках, особенно в условиях географической удаленности и сложной логистики. Компания также планирует расширять географию поставок, надеясь на рост к 2024 году, но это зависит от экономической ситуации, сезона строительства, открытия новых рынков и других факторов.