«Ростех» заинтересован в развитии Астраханского порта
Компания «Ростех» не намерена продавать свою долю в порту, который является важным транспортным узлом по маршруту Север—Юг. На долю «Ростеха» приходится 25,5% акций порта, переданных по указу президента РФ в конце 2024 года.
Насим Бахр Киш, владеющая большинством акций порта, предложила другим акционерам выкупить их доли по цене 237,7 млн рублей, однако для «Ростеха» сохранение контроля над блокпакетом гораздо важнее в свете увеличения геополитических рисков в регионе.
Порт увеличил грузооборот на 21,6% до 947,33 тыс. тонн в 2024 году, основные объемы грузоперевозок приходятся на лес, зерно, масло и контейнеры.
Эксперты о финансовых перспективах и торговле
Глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что распродажа доли Астраханского порта для госкорпорации «Ростех» не будет финансово целесообразной, однако обладание контрольным пакетом позволит более эффективно управлять активами.
По мнению специалистов, недавние события на Ближнем Востоке свидетельствуют о возможной нестабильности в Иране, и ранее достигнутый уровень сотрудничества между этой страной и Россией может оказаться недостижимым. Тем не менее, отказ госкорпорации «Ростех» от своей доли не должен стать помехой для основного акционера, который сможет сконсолидировать акции других участников и продолжить сотрудничество с компанией.
Согласно советнику президента РФ Игорю Левитину на Петербургском международном экономическом форуме, МТК Север—Юг остается приоритетным направлением для России, несмотря на обстановку в Иране. В 2024 году грузооборот этого маршрута составил 24 млн тонн, а к 2030 году ожидается увеличение до 35 млн тонн.
Михаил Бурмистров отмечает, что МТК Север—Юг сохраняет свою актуальность даже с учетом наличия других маршрутов, таких как порты Балтики, через которые увеличивается экспорт удобрений. По его мнению, Россия будет продолжать терять позиции на европейских рынках, поэтому Юг останется ключевым торговым направлением в долгосрочной перспективе.