Рост популярности кикшеринга: перспективы и проблемы
Сфера проката электросамокатов бурно развивается: за прошлый год выручка операторов достигла 31,2 млрд рублей, и ожидается, что к 2027 году она увеличится до 53,6 млрд рублей. Однако появление большого количества самокатов на улицах вызывает недовольство у жителей, что приводит к введению новых ограничений, как со стороны самих компаний, беспокоящихся о возможном жестком регулировании. Стремление к саморегуляции приводит к финансовым убыткам для операторов, но вмешательство власти могло бы обернуться еще более дорогостоящим исходом.
Расцвет кикшеринга
Пер посчетам "Платформы ОФД", с 1 января по 22 апреля 2025 года количество чеков по оплате аренды электросамокатов (кикшеринг) по всей России увеличилось на 16% год к году, в том числе в Москве на 14%, в Санкт-Петербурге — на 13%.
Развитие рынка продолжилось, несмотря на высокую базу прошлого периода. В 2024 году количество поездок на арендованных электросамокатах по всей России, по данным "Платформы ОФД", возросло на 22% год к году. По данным "Трушеринга", количество поездок увеличилось на 33,1%, до 281,6 миллионов, а объем рынка кикшеринга — на 39,8%, до 31,2 миллиарда рублей. К 2027 году, согласно прогнозам аналитиков, выручка этого сегмента достигнет 53,6 миллиарда рублей.
Чаще всего пользователи самокатов арендуют этот транспорт для развлечения. В последние два года пользовались услугами аренды электросамоката 36% жителей России, опрошенных в 2024 году сервисом Anketolog.ru. Большинство из них (63%) выбирают катание для развлечений, 46% — для удобства и быстрой перевозки по городу. Четверть предпочитают электросамокат автомобилю или такси, а 14% отмечают экономию средств.
Аренда самокатов становится все более популярной с ростом цен на такси и каршеринг, подтверждают в "Платформе ОФД". У пользователей уже есть опыт использования, а сами транспортные средства просты в заказе и использовании, добавляют в компаниях.
Риски на дорогах
Несмотря на популярность данного вида передвижения, многие граждане не удовлетворены поведением водителей и электросамокатов в целом. Согласно исследованию Anketolog.ru, 64% жителей России рассматривают их как опасный вид транспорта. Даже большее количество респондентов (74%) отметили, что они представляют угрозу и для пешеходов.
Проблемы с электросамокатами и мнения о них
Многие отмечают нарушения Правил дорожного движения (56%), движение по тротуарам (50%) и слишком высокую скорость (49%) в контексте использования электросамокатов.
Половина опрошенных (45%) укрепляют тот факт, что Средства Индивидуальной Мобильности (СИМ) часто арендуются детьми и подростками, и 45% выражают недовольство видом электросамокатов в неподходящих местах.
Издатель портала "Трушеринг" Юрий Николаев подчеркивает наличие агрессивной группы людей, объединенных в "ненависти к самокатам" в России. В соответствии с опросом Anketolog.ru, более трети (35%) жителей страны сторонники запрета на прокат электросамокатов в своем городе. Среди тех, кто пользовался электросамокатами в последние два года, 25% выразили бы поддержку запрета. Наибольшее желание запрета наблюдается в Ростове-на-Дону (41%), а наименьшее в Красноярске (25%). Федеральные и муниципальные чиновники, видя подобную статистику в СМИ,они обсуждают возможность введения запретительных или ограничительных мер для арендных сервисов, по словам господина Николаева.
Со весны 2023 года электросамокаты имеют официальный статус в Правилах дорожного движения, и их пользователи приравниваются к водителям. Прошлый год также принес введение ответственности за управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения: наложение штрафа в размере 45 тыс. рублей и лишение прав на полтора-два года в случае наличия.
На муниципальном уровне установлен ряд ограничений. Например, департамент транспорта Москвы заключает договор с операторами, устанавливая основные требования: ограничения на количество электросамокатов, разрешенные зоны использования, необходимый внешний вид самокатов и инструкции по парковке, объясняет Юрий Николаев. В Нижнем Новгороде запрещено движение на самокатах по некоторым улицам и мостам. В различных крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Самара, Казань и др., установлены ограничения по скорости не более 20-25 км/ч. В Тюмени управляющие органы ужесточают требования: там запрещается движение шеринговых СИМ со скоростью более 10 км/ч.
"Самокатчики должны быть более внимательными, следовать правилам, не превышать скорость, не перегружать их и так далее. Мы работаем над этим", — говорил мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году.
Увеличение аварий с арендованными электросамокатами
Ограничения не вводятся без причины. Согласно информации от МВД, за январь—сентябрь 2024 года (последние данные пока не доступны) количество ДТП с участием арендованных электросамокатов возросло на 47,22% в сравнении с предыдущим годом. В результате происшествий погибло 44 человека (из них 41 был водителем электросамоката). С увеличением числа электросамокатов на дорогах и увеличением количества поездок, увеличение аварий на электросамокатах становится неизбежным, объясняет Татьяна Пушкова, директор практики оценки бизнеса и активов в консалтинговой компании Neo.
Тонкая самоорганизация
На заднем плане компания "Яндекс", как один из ведущих участников рынка кикшеринга, предложила общие нормы регулирования работы сервисов аренды самокатов в целях повышения безопасности для всех участников движения по дорогам. Фирма считает необходимым установить ограничение на максимальное количество электросамокатов на улицах, снизить предельную скорость на техническом уровне, ввести обязательные штрафы за серьезные нарушения и реализовать системы проверки возраста для всех пользователей в городах, исключая несовершеннолетних из числа управляющих. Согласно Юрию Николаеву, для такого подхода требуется объединение — нельзя, например, устанавливать ограничение на количество самокатов только для одного или двух операторов, в то время как третий игнорирует это ограничение.
Участники рынка стремятся предотвратить принятие более строгих ограничений на уровне государства, считает руководитель практики по предоставлению услуг компаниям автомобильного сектора "ТеДо" Виктория Синичкина.
В условиях давления и потенциальных рисков для ведения бизнеса по аренде самокатов операторы кикшеринга действуют профилактически, принимая меры, способные снизить риски — аварийность, неудовлетворенность горожан и СМИ, порчу собственности, переполненность стоянок и так далее, соглашается Юрий Николаев.
Электросамокаты появились на улицах относительно недавно и очень быстро стали не просто новым типом общественного транспорта, а фактически новым явлением в нашей повседневной жизни, утверждает представитель Whoosh Денис Балакириев. Необходимо отметить, что в момент их появления никакой нормативной базы в отношении данных транспортных средств не существовало, и поэтому вполне логично, что сервисы сами установили правила, соблюдение которых гарантировало безопасное и комфортное использование электросамокатов, добавляет он. Федеральное регулирование продвигается очень медленно, и могут пройти годы, прежде чем будет разработан и принят новый закон, а нормы, основанные на этом законе, будут воплощены в жизнь, согласен Юрий Николаев.
Операторы могут быстро внедрять изменения, оперативно реагируя на текущие вызовы, подчеркивает он.
Финансовые и операционные ограничения в сфере кикшеринга
У ограничений имеется и финансовое подспорье — возмещение за несоблюдение пользователей ПДД поручается операторам, отмечает Татьяна Пушкова. Например, продолжает она, превышение скорости 25 км/ч будет преступлением ПДД. Для движения с такой скоростью автомобиль должен считаться мопедом, а для управления им водителю требуется обладать водительскими правами категории М.
Но ограничения вносят и убытки фирмам — уменьшается количество поездок, возрастают расходы на контроль и внедрение новых технологий, перечисляет Виктория Синичкина. Однако, уточняет она, эти потери рассматриваются менее значительными, чем возможные последствия строгого государственного регулирования или массовых запретов.
Ограничения операторов неизбежно приведут к замедлению темпов роста и развития рынка, предупреждает Татьяна Пушкова.
Рынок кикшеринга переходит из стадии бурного роста в стадию регулируемой зрелости, где развитие будет более медленным, но устойчивым, полагает она.
С одной стороны, рост части операционных показателей, например парка, может незначительно замедлиться, соглашается Юрий Николаев. Но с другой, считает он, чем меньше внешнего давления испытывает рынок, тем проще операторам работать.
Понадобятся ли в будущем более обширные ограничения, будет зависеть от статистики аварийности, говорит Татьяна Пушкова. При ее увеличении правительство, как и сами операторы, вероятнее всего, будет разрабатывать и внедрять дополнительные ограничительные меры, полагает она. Например, увеличится сумма штрафов за нарушение правил и будут блокироваться аккаунты регулярных нарушителей, резюмирует эксперт.
Исследование бизнеса и финансов
Этот материал — часть проекта ИД «», посвященного тенденциям в сфере бизнеса и финансов. Вам доступны еще много текстов с анализом основных отраслей российской экономики, экспертными интервью и авторскими статьями на странице Review.