РЖД до 2030: уменьшение погрузки угля и рост перевозок альтернативных грузов

Новости
01
Рефинанс

Прогноз перевозок по железной дороге до 2030 года

Уголь — главный перевозимый груз по железной дороге — будет постепенно уступать место промышленным материалам, контейнерам и нефтепродуктам, по мнению специалистов ВТБ. Прогнозируется, что к 2030 году доля угля в грузоперевозках сократится на 5 процентных пунктов, составив 24%, при общем увеличении объема перевозок до 1234 млн тонн, вернувшись к уровню 2022 года.

Эксперты ВТБ прогнозируют рост грузоперевозок на сети ОАО РЖД к 2030 году до 1234 млн тонн. Согласно аналитикам банка, они ожидают, что объем перевозок в 2025 году составит 1115 млн тонн, что на 5,6% меньше, чем в 2024 году. Заместитель генерального директора ОАО РЖД Ирина Магнушевская выразила ожидание снижения на 6%. С января по ноябрь погрузка сократилась на 5,6%, до 1023 млн тонн, в ноябре — на 1,5%, до 94,2 млн тонн. Наблюдается спад ниже ожидаемого уровня в 2,6%, но прогнозы по итогам года остаются в силе.

Таким образом, ВТБ прогнозирует, что объем грузоперевозок за ближайшие пять лет увеличится на 119 млн тонн, что позволит достичь результата 2022 года (1234,3 млн тонн). Для достижения этих цифр потребуется увеличение погрузки более чем на 20 млн тонн в год, что ранее ни разу не отмечалось.

ВТБ предполагает, что основным мотором роста станет увеличение перевозок промышленных товаров, контейнеров и нефтепродуктов, в то время как доля каменного угля к 2030 году упадет на 5 процентных пунктов, до 24%, или примерно 300 млн тонн. По мнению ВТБ, объем перевозки нефтепродуктов может увеличиться с ожидаемых 194 млн тонн в текущем году до 222 млн тонн за счет восстановления производства и улучшения конъюнктуры на мировых рынках. Суммарная доля промышленных товаров и контейнеров, оценила ВТБ, увеличится с 14% в 2025 году до 16% в 2030 году. Банк пояснил, что это включает "промышленное сырье и материалы для формовки", "грузы в контейнерах и прочие", "соду и химикаты". "Мы оцениваем их общий объем перевозки в 157 млн тонн в 2025 году, а к 2030 году предполагаемый объем возрастет до 194 млн тонн", — задокументировали в ВТБ.

Александр Титов, эксперт из Института энергетики и финансов, считает, что оценка на уровне 300 млн тонн угля к 2030 году является чересчур пессимистичной, предполагая снижение на 25–30 млн тонн. По его мнению, такое снижение возможно из-за уменьшения добычи или появления новых частных железных дорог в дополнение к тихоокеанским. Но добыча угля не сократится, а тихоокеанские дороги не смогут вместить такой объем, уверен господин Титов. Напротив, аналитик ожидает незначительного роста поставок в среднесрочной перспективе за счет восстановления цен. На 2026 год его прогноз предполагает небольшой рост по сравнению с 2025 годом, до около 330 млн тонн.

Анастасия Егазарян, ведущий аналитик по транспортному сектору в Альфа-банке, отмечает, что спрос на уголь снижается медленнее, чем можно было бы предположить, исходя из зеленой агенды. По ее словам, с 2019 года средняя доля угля в погрузке на железной дороге составила около 29%, и выраженного тренда на снижение этого показателя не наблюдается. Предполагается, что объем перевозки угля варьируется в пределах от 330 до 340 млн тонн в 2026 году, утверждает Анастасия Егазарян. Угольные компании, опрошенные по этому поводу, комментариев не предоставили.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Банки отказывают в кредите? Помощь в получении
Бесплатная консультация

Эксперты прогнозируют рост переработки нефти и уменьшение спроса на уголь

Максим Малков, партнер Kept, лидер в области оказания услуг корпорациям нефтегазового сектора, считает, что ожидания по увеличению переработки нефтехимпродуктов в России на 2030 год являются реалистичными. По его мнению, ожидаемый объем переработки нефти с учетом ожидаемого восстановления работы НПЗ и завершения программ модернизации может достичь 272–282 миллионов тонн. Главное, отмечает аналитик, необходимо обеспечить наличие достаточного количества вагонов-цистерн, тяги и пропускной способности линий.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов отмечает, что восстановление нефтепереработки происходит благодаря двум факторам: программе модернизации НПЗ, которая обеспечивается инвестициями на сумму около 800 миллиардов рублей, и прекращению атак на заводы на юге России. Аналитик также подчеркивает перспективы снятия давления, связанного с санкциями, что открывает возможности для возврата на прежние рынки и новые направления, а также восстановление цен на энергоресурсы. Согласно Международному энергетическому агентству (IEA), 2030 год ожидается как пиковый по объему мирового потребления бензина и дизельного топлива.

Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) отмечает общемировую тенденцию снижения спроса на уголь из-за энергетического перехода и стратегии самообеспечения основных импортеров. В ИЭРТ считают, что увеличение экспорта угольной продукции в таком контексте представляется маловероятным.

По мнению экспертов, увеличение объема перевозок контейнеров по железнодорожной сети РЖД будет стимулироваться ростом мощностей терминально-логистических центров, использованием новых типов подвижного состава, усовершенствованием технологий перевозок и предоставлением комплексных услуг. Процент контейнеризации к 2030 году, согласно аналитикам, будет расти, включая за счет увеличения числа инновационных контейнеров и переключения грузов из других видов подвижного состава. Рост перевозок ожидается в сегментах хлебных и лесных товаров, а также группы грузов «прочие». Основным двигателем роста будет международная торговля, утверждают в ИЭРТ.

Читайте также
Новости
«Сбер» запустил оплату авиабилетов частями на сайте «Победы»
Сбербанк предоставил услугу «Плати частями» на сайте авиакомпании «Победа». На сайте авиакомпании «Победа» появилась возможность оплаты частями.
02 декабря
01
Новости
Kia зарегистрировала бренд КИА проверено с пробегом для возвращения на российский рынок.
Kia зарегистрировала товарный знак КИА проверено с пробегом в России, действительный до 2034 года, что соответствует планам компании по возвращению на российский рынок.
02 декабря
01
Новости
Россия и Индия намерены увеличить торговлю до $100 млрд к 2030 году
Россия и Индия планируют нарастить объем торговли до $100 млрд к 2030 году, перейдя на расчеты в национальных валютах. Об этом сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Визит Владимира Путина в Индию намечен на декабрь.
02 декабря
01