Активизация системы маркировки товаров в России
Скоро стартует проект по маркировке широкого спектра товаров в России — от товаров для детей до сладостей, чая и кофе, от строительных материалов до спортивного питания, бритв и лезвий к ним. Новая система призвана снизить уровень подделок на рынке и увеличить доход государства. На данный момент уже под маркировку попали 27 различных групп товаров. По данным Центра развития перспективных технологий, оператора государственной системы маркировки "Честный знак", это привело к дополнительным поступлениям в бюджет в размере 1,2 триллиона рублей.
Постановления, принятые правительством РФ 31 мая, вводят обязательную маркировку товаров для детей, сладостей и строительных материалов с 1 сентября текущего года. Кроме того, с 1 июня по 31 августа в ходе эксперимента маркируются спортивное питание, чай, кофе, растворимые напитки, бритвы и лезвия к ним, и с 1 сентября для этих товаров процедура станет обязательной.
Маркировка данных товаров имеет веские причины. В одних случаях это товары, имеющие большое значение для потребителей, как детские товары, в других случаях требуется более строгий контроль, как в случае со строительными материалами, сладостями и спортивным питанием, поясняют в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором государственной системы маркировки "Честный знак".
Президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Антонина Цицулина, объясняется важность маркировки детских товаров: "На рынке часто встречаются товары для детей, изготовленные из плохого материала, что может быть вредно для их здоровья. Кроме того, детские товары входят в пятерку товаров, которые подвержены наибольшему риску подделки". По ее словам, уже более 14 тысяч компаний, включая и импортеров, подключились к системе "Честный знак".
Необходимость маркировки строительных материалов обусловлена высоким уровнем фальсификации в этой области, достигающим 22,1%, согласно данным объединения "Союзцемент".
Цифровая маркировка например касается упакованного цемента до 50 кг. По оценкам исполнительного директора "Союзцемент", Дарьи Мартынкиной, объем такой продукции составляет 8,5 миллионов тонн, что составляет 13% всего рынка цемента, и компаниям предстоит ежегодно маркировать 200 миллионов мешков с цементом.
Маркировка и фальсификация продуктов в России
Начиная с 1 октября 2023 года, в России требуется помечать биологически активные добавки (БАДы). По словам руководителя Союза производителей БАДов к пище, некоторые компании переносят свою продукцию в категорию спортивного питания для обхода новых требований. Это повлечет за собой обязательную маркировку таких продуктов, что позволит избежать нарушений и обеспечить контроль над качеством и составом товаров, а также защитит потребителей от допинга.
Производители чая, кофе и растворимых напитков сталкиваются с проблемами фальсификации из-за сырья, поставляемого из стран с менее жестким контролем качества, таких как Индия и Китай. Например, в индийском чае никто не проверяет содержание пестицидов, что отмечает глава Национального союза защиты прав потребителей.
Одним из способов фальсификации является пересортица, когда в упаковке продукта оказывается другой вид. Также применяется смешивание цикория с кофе или замена арабики дешевой робустой. Маркировка помогла бы отследить контрафакт лучше.
Чай и кофе очень популярны в России. Согласно аналитической компании Nielsen, продажи горячих напитков в целом увеличились на 11% в годовом выражении. Ассоциация "Росчайкофе" утверждает, что проблема фальсификации для данной отрасли неактуальна. Внедрение маркировки потребует значительных затрат на оборудование и изменение процессов производства, считают представители отраслевых союзов.
В ЦРПТ подчеркивают, что помимо повышения безопасности продукции для покупателей, маркировка также приносит дополнительные средства как государству, так и законопослушному бизнесу.
Положительные результаты обязательной маркировки товаров
Отмечается, что в текущее время обязательное маркирование внедрено в 27 различных категориях товаров, и для еще 13 проводятся тестовые проекты. За период действия маркировки количество производителей растительного масла на рынке увеличилось на 173, сектор бутилированной воды расширился на 40,9%, а доля поддельной молочной продукции упала с 30% в 2022 году до 0,01%. Об этом сообщили в Центре развития перспективных технологий, добавив, что внедрение системы маркировки привело к финансовым выгодам на общую сумму 1,2 трлн рублей, а честный бизнес увеличил свою долю на рынке на 687 млрд рублей.