Увеличение ставок фрахта из-за санкций ЕС
Последние ограничения Евросоюза в отношении более чем 180 судов, перевозящих нефть из России, привели к повышению цен на перевозку сырья в Балтике и Черном море. Тарифы на транспортировку увеличились на 2–30% за неделю, в зависимости от маршрута и типа танкера, но затем произошла некоторая корректировка ставок. При этом экспорт нефти из РФ остается устойчивым, и некоторые аналитики прогнозируют рост поставок в осенний период.
Согласно обзору Центра ценовых индексов (ЦЦИ), введенные 20 мая санкции ЕС в отношении 189 танкеров, основная часть которых занимается перевозкой нефти и нефтепродуктов из России, привели к увеличению ставок на перевозку сырья через Балтику и Черное море. По данным аналитиков, фрахтовщики предпочли отказаться от судов, подвергшихся ограничениям. Среди указанных 189 танкеров около 50 уже находились под санкциями США (см. сообщение от 21 мая).
Согласно ЦЦИ, за неделю к 23 мая тарифы на перевозку нефти танкерами Aframax весом 100 тыс. тонн из Балтики в Турцию выросли на 22,6% по сравнению с предыдущей неделей, до $5,2 за баррель; в Индию — на 10,1–11,1%, до $8,3–9 за баррель; в Китай — на 2,6%, до $11 за баррель. Стоимость доставки судов такого класса из Новороссийска в Индию за неделю увеличилась на 7,7–7,9%, составив $6,6–7,4 за баррель; в Китай — на 5,1%, до $9,7 за баррель. Тарифы на доставку нефти из Козьмино в Китай увеличились на 2,3%, до $3 за баррель.
Значительный рост цен на транспортировку отмечается также в случае использования танкеров Suezmax весом 135 тыс. тонн. По данным ЦЦИ, ставки на перевозку нефти из Новороссийска в Индию и Китай на таких судах увеличились за неделю на 30% и 33,3%, соответственно, до $6,2–8,2 за баррель.
Специалист Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркивает, что основной причиной увеличения фрахтовых ставок является не сам факт санкций, а опасность ареста или конфискации судов, даже временного. Это становится угрозой для собственников судов, что может привести к простоям и финансовым убыткам. По мнению господина Юшкова, ЕС, вероятно, применяет стратегию давления, начиная с введения широкомасштабных ограничений в отношении танкеров, затем испытывая механизм ареста судов и, возможно, впоследствии пытаясь ограничить проход через датские проливы для судов, не соблюдающих ценовой потолок. Эти факторы, по мнению эксперта, стимулируют рост тарифов, особенно в Балтийском регионе.
Лидер аналитического ЦЦИ Алексей Политов отмечает, что на предыдущей неделе тарифы возросли, но к концу недели началась постепенная коррекция. По его словам, к середине текущей недели сделки по перевозке российской нефти заключались примерно на уровне окончания предыдущей недели — около $8–9,5 за баррель для маршрутов из Балтики в Индию, в зависимости от порта назначения. По словам господина Политова, настроения собственников судов не слишком беспокойны, поскольку предложение на грузоперевозки остается стабильным.
Рост загрузки портов российской нефтью
Сведениями ЦЦИ, загрузка портов Российской Федерации увеличилась 19–25 мая, на 3,1% еженедельно, достигнув 438 тыс. тонн в день. Балтийские порты показали самый значительный рост, увеличив загрузку на 20%, до 216 тыс. тонн в сутки. Алексей Политов отмечает, что увеличение загрузки в Балтике связано с постоянным спросом на российскую нефть Urals. Приводя в пример Турцию, которая удвоила импорт этого сорта с марта. Основные поставки Urals в Турцию идут из балтийских портов, поясняет господин Политов.
Интерес к Urals со стороны покупателей объясняется Алексеем Политовым ценами, находящимися ниже $60 за баррель. По оценкам ЦЦИ, в начале текущей недели цена Urals в портах колебалась около $53 за баррель по сравнению с $65 за баррель в январе.
Эксперт по фондовому рынку БКС Людмила Рокотянская полагает, что расширение санкций ЕС против танкеров, относящихся к теневому флоту России, маловероятно повлияет на экспорт российской нефти. Основной объем поставок направлен на восточные рынки, не подпадающие под европейские ограничения, отмечает она. Кроме того, по мнению специалиста, эффективность санкций ЕС уменьшается из-за недостатка поддержки со стороны США. Европейские страны, продолжает она, не обладают достаточными ресурсами для контроля ограничений и не оказывают прямого влияния на ключевых покупателей сырья из России.
По оценке Игоря Юшкова, объемы экспорта российской нефти маловероятно сократятся в будущем. Напротив, считает он, возможно увеличение поставок осенью за счет снижения внутреннего спроса и решений ОПЕК+ по добыче. Участники альянса ранее согласились на увеличение добычи на 411 тыс. баррелей в сутки в мае и июне, что в три раза больше первоначального плана. Агентство Bloomberg, со ссылкой на свои источники, сообщало, что страны ОПЕК+ могут принять аналогичное решение относительно добычи в июле. Вице-премьер Александр Новак заявил журналистам в конце мая, что это пока не обсуждалось. Согласно оценкам ЦЦИ, по итогам мая морской экспорт российской нефти ожидается чуть выше апреля — около 13,6 млн тонн.