Минимальные поставки российской нефти и высокие тарифы
За период с 10 по 16 ноября поставки российской нефти достигли 291 тыс. тонн в день — самого низкого уровня с начала 2025 года. Обзор Центра ценовых индексов свидетельствует о 12,7% снижении по сравнению с предыдущей неделей. Основное падение пришлось на порт Приморск, где отгрузки сократились более чем на 70%. В Новороссийске также наблюдались задержки из-за инцидента в порту.
Эксперты связывают снижение экспорта с перестройкой логистики после наложения США санкций против ЛУКОЙЛа и «Роснефти». Под воздействием ограничений крупнейшие покупатели российской нефти — Китай и Индия — увеличили закупки с Ближнего Востока и Атлантического региона.
Тарифы на фрахт одновременно растут: стоимость доставки нефти из Новороссийска в Западную Индию за неделю выросла до $8,6 за баррель, а тарифы на маршруты из Азово-Черноморского бассейна достигли годовых максимумов. Участники рынка отмечают уменьшение доступного тоннажа, особенно среди греческих судовладельцев, которые традиционно перевозили российскую нефть.
По мнению аналитиков, дальнейшая динамика экспорта будет зависеть от оценки импортерами санкционных рисков. Высокие тарифы на фрахт, однако, могут привлечь дополнительных перевозчиков, включая компании из Греции, Китая и ОАЭ.
Вице-премьер Александр Новак заявил, что санкции США не оказали влияния на добычу: объем добычи в ноябре продолжает увеличиваться, а годовой прогноз в 510 млн тонн остается неизменным. Дисконт на российскую нефть, по его мнению, будет сокращаться по мере адаптации рынка.

