Проблемы управления конфискованным имуществом в России
Эффективность управления конфискованным имуществом - приоритет
Исследование Счетной палаты выявило недостаточную эффективность в использовании конфискованного имущества, изъятого у лиц, совершивших коррупционные деяния. Доля его участия в экономических процессах ограничивается 8%, что приводит к потере потенциальных доходов федерального бюджета.
С момента поступления коррупционного имущества в казну с 2011 года, государство получило почти 9 тысяч объектов недвижимости на сумму более 113 миллиардов рублей. Однако лишь 4% этих объектов были приватизированы, а еще 4% сданы в аренду с 2023 года. Доходы от продажи и аренды составили 3,2 миллиарда и 832,2 миллиона рублей соответственно.
Препятствия эффективного использования конфискованного имущества
Анализ отчета Счетной палаты показал, что эффективной учет и эффективность использования конфискованного имущества осложнены системными проблемами и юридическими ограничениями, включая недостатки в нормативном регулировании этой сферы.
В частности, отсутствует должная регламентация процесса передачи конфискованного имущества от Федеральной службы судебных приставов Росимуществу, что приводит к негативным последствиям, таким как прием несуществующих объектов и увеличение времени вовлечения имущества в оборот. De кроме того, Росимущество не имеет единых правил приема, учета в казне РФ и регистрации федерального права собственности на конфискованное имущество, что повышает риски его потери.
Другая значимая проблема связана с длительными сроками государственной регистрации права собственности на имущество - в среднем от 1,5 до 2 лет. Это в основном связано с длительным снятием запретов и арестов с имущества судебными органами. "В результате это увеличивает срок вовлечения имущества в оборот в среднем на 1-1,5 года. К началу августа 2025 года не было зарегистрировано право федеральной собственности на 404 объекта стоимостью 1,1 млрд рублей", - отметил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин.
К законодательным ограничениям также относятся запреты на приватизацию конфискованного имущества. Например, законодательно запрещена продажа на аукционах конфискованных земельных участков, которые предназначены для строительства зданий (сооружений). В результате более 2 тысяч земельных участков общей площадью 581,3 га и с общей кадастровой стоимостью более 2,7 млрд рублей так и остаются нереализованными на территории Московской области с 2020 года.
Кроме того, из-за действующих ограничений на продажу конфискованных жилых помещений (в части стоимости и порядка приватизации) не были проданы 296 имущественных объектов (квартир, домов и коттеджей) общей кадастровой стоимостью 2,3 млрд рублей, направленных в доход государства, но не пользующихся спросом для нужд страны. Некоторые из объектов не используются с 2019 года и теряют инвестиционную привлекательность.
"Для преодоления описанных законодательных барьеров Счетная палата предложила правительству внести изменения в законодательство о приватизации и снять установленные ограничения на продажу жилых объектов и земельных участков, относящихся к конфискованному имуществу", - заключил Андрей Батуркин.

