Ренессанс онлайн-площадок
Эра интернет-магазинов возвращается: предприниматели, неудовлетворенные политикой маркетплейсов, все чаще предпочитают развивать свои собственные онлайн-платформы, информируют в компании «МойСклад» согласно “Ъ FM”. Специалисты банка «Точка» также отмечают снижение числа регистраций новых компаний на агрегаторах. В то же время представители маркетплейсов сообщают о росте как числа продавцов, так и их доходов. А ведущий эксперт в этой области Аэлита Курмукова продолжит обсуждение.
Количество продавцов сократилось. В 2024 году на агрегаторы вышли всего 194,4 тыс. компаний. По данным исследования банка «Точка», регистрация новых бизнесов на маркетплейсах упала на 7% впервые за пять лет. Аналитики связывают замедление увеличения числа продавцов с насыщением рынка, увеличением операционных издержек и высокой конкуренцией. Одновременно сами площадки заявляют, что количество их партнеров увеличилось. Например, количество активных продавцов в Wildberries и Russ выросло на 22% по сравнению с 2023 годом, а Ozon сотрудничает с более чем 600 тыс. предпринимателей, что на треть больше, чем год назад, при этом девять из десяти — малый и средний бизнес. Однако условия для участников становятся более строгими, поделилась опытным продавец Кристина:
«Тарифы на площадках только растут. В настоящее время мы видим тенденцию к снижению числа продавцов.
Те предприниматели, кто хотел сотрудничать с маркетплейсами, уже это сделали и могли либо оставаться, либо уйти. Те, кто остался, стремится к увеличению размеров бизнеса. В каждой отрасли выделился определенный лидер».
Тарифы повышаются, но не только маркетплейсы зарабатывают. Согласно самим площадкам, доходы продавцов в прошлом году увеличились на 44-70%. Как отмечается, Wildberries и Russ выплатили почти 3 трлн руб. продавцам за проданные товары на платформе. Многие торгуют одновременно на всех агрегаторах, однако в этом году наблюдается тенденция к развитию собственных платформ, указал генеральный директор сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев: «Сейчас невозможно построить стабильный, прибыльный, растущий бизнес, используя только канал маркетплейсов. В этом году интернет-магазины обогнали такие площадки. Компании проходят опрос, и мы изучаем, какой для них основной канал продаж.
E-com снова отклоняется в сторону классических онлайн-магазинов. Продавцы осознали, что если у них нет доступа к своей собственной базе клиентов, их бизнес находится под значительным риском, так как они не контролируют его».
Интернет-торговля в России: рост и вызовы для бизнеса
Однако сервисы агрегации новостей не могут оставаться в стороне, отмечают эксперты. В прошлом году россияне потратили на онлайн-площадках огромную сумму. Если же разделить этот объем на количество жителей страны, то каждый человек оставил там значительную сумму. И рынок интернет-торговли только растет, утверждает генеральный директор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров: «Интернет-торговля в России продолжает динамичное развитие. Спрос увеличивается более чем на 30%. Крупнейшие онлайн-площадки, такие как Ozon и Wildberries, растут даже быстрее, примерно на 47% и 40% соответственно. Важно отметить, что более 80% продавцов имеют минимальные продажи. Основной объем генерируется от 7 до 10% крупнейших игроков».
Согласно собеседникам “Ъ FM”, лучшее положение на рынке имеют производители, так как они могут избежать участия в ценовых войнах. Однако есть и негативные моменты: использование маркетплейсов создает обезличенный опыт для клиента. Российские компании сейчас борются за лояльность покупателя. Крупные продавцы останутся на агрегаторах, но количество поставщиков уменьшится, считает генеральный директор компании Rels Иван Петраков: «Мы вошли на площадки до начала пандемии COVID-19. Тогда 80% выручки приходило нам и 20% площадкам, сейчас это соотношение составляет в лучшем случае 50:50. Для тех, кто продает со своих складов, ситуация намного сложнее. Мы сами виноваты как продавцы и поставщики: мы вложили огромные средства в инфраструктуру маркетплейсов. Даже крупные федеральные сети не могут конкурировать по логистике и ценам».
В результате, все мелкие поставщики и посредники могут покинуть рынок в ближайшие годы, оставив место производителям и официальным дилерам. Уход небольших компаний может привести к очищению рынка, но комиссии на площадках останутся на том же уровне. Платформы вкладывают миллиарды в инфраструктуру и складские помещения, поэтому все издержки в конечном итоге переносятся не только на продавцов, но и на покупателей.