Экспорт угля из РФ сократился в сентябре
В сентябре объем экспорта угля из России снизился до 17,1 млн тонн, что является минимальным показателем с апреля. В октябре часть импортеров может увеличить закупки из-за зимнего сезона, однако существенного роста не ожидается.
По итогам 9 месяцев текущего года объем экспорта угля из РФ составил около 152,6 млн тонн, что на 3,8% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Порты Дальнего Востока остаются основным направлением экспорта. Аналитики отмечают более выгодные цены на восточных маршрутах, высокий спрос со стороны Южной Кореи и Китая, улучшение логистики и расширение БАМа.
Главными покупателями российского угля остаются Китай, Южная Корея и Турция. В сентябре Китай увеличил закупки на 3%, относительно прошлого года объем поставок в Турцию увеличился на 36%.
Цены на уголь также изменились: энергетический уголь подорожал в портах Дальнего Востока, в то время как котировки коксующегося угля снизились на Балтике.
Эксперты отмечают, что в Китае после национального праздника начинается активное использование запасов угля из-за увеличивающегося потребления электроэнергии и тепла.
Прогнозы по экспорту угля и ценам: оптимизм и пессимизм
В ЦЦИ в четвертом квартале глобальных изменений к показателям сентября в части объемов российского экспорта угля и цен не ожидают. «Сезонно спрос может поддержать пополнение запасов перед зимним периодом ближе к концу года, однако валютный курс и стоимость логистических затрат остаются сдерживающим фактором роста экспортных объемов. В октябре на цены на энергетический уголь скорее будет оказывать давление период межсезонья»,— прогнозирует директор ЦЦИ Евгений Грачев.
Для российских поставщиков ситуация продолжит усугубляться вынужденными дисконтами, что делает реальную цену реализации еще ниже и бьет по рентабельности, добавляет управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Кроме того, по его словам, преимущество восточных направлений нивелируется предельными загрузками железнодорожных подходов к портам и растущая стоимость логистики создает ценовой барьер для увеличения отгрузок. Основным сценарием, считает аналитик, остается стагнация или умеренное снижение экспорта под давлением затратной логистики и неблагоприятной ценовой конъюнктуры.
Но не все настроены пессимистично. Так, эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов полагает, что в четвертом квартале 2025 года объемы экспорта останутся выше прошлогодних, но чуть-чуть не дотянут до уровня 2023 года. «Рубль немного ослаб, но все равно остался довольно крепким. Поскольку котировки даже после летнего восстановления остаются крайне низкими, скорее стоит ожидать небольшого роста цен, чем дальнейшего падения»,— говорит он.