Авиаперевозчик из Москвы в Пхеньян
Возможно появление авиаперевозчика для полетов между Москвой и Пхеньяном. Nordwind запросила разрешение у Росавиации на рейсы два раза в неделю. Спецрейсы Air Koryo из Владивостока и поезда пока основные способы добраться до КНДР. Эксперты видят туристический потенциал, но требуются облегчения в визовом режиме и доступе в интернет.
Авиакомпания Nordwind запросила допуски на два регулярных рейса в неделю из Москвы в Пхеньян. Регулятор проведет заседание по запросу, но дата пока не известна. Nordwind отказалась от дополнительных комментариев. Детали об аффилированном туроператоре Pegas Touristik неизвестны. Контакт с представителем не удался.
Минтранс обсуждает с авиавластями КНДР возможность расширения авиасообщения в конце 2023 года. Авиакомпании, включая "Аврору" и "Аэрофлот", обсуждали возможные рейсы, но "Аэрофлот" отказался из-за санкций ООН. Другие перевозчики не рассматриваются из-за ограничений на международных направлениях.
Чартерные авиакомпании, включая Azur Air, могли бы заинтересоваться предложением. Однако Azur Air и другие крупные авиакомпании отказались от комментариев.
Возобновление спецрейсов Air Koryo из Владивостока в Пхеньян после ограничений из-за пандемии стало поводом для обсуждения расширения авиасообщения. Путешествия в КНДР доступны только через организованные тургруппы. Желающие получить визу должны обращаться в аккредитованное МИД КНДР турагентство в РФ.
Пассажирское сообщение между Москвой и Пхеньяном также возможно по железной дороге. Поезд Туманган—Хасан возобновил курсирование в 2024 году. Беспересадочные вагоны между Пхеньяном и Москвой, а также Пхеньяном и Хабаровском доступны с середины июня. Путешествие от Пхеньяна до Москвы занимает восемь дней и стоит около 45 тыс. рублей.
Путешествие в КНДР: новые перспективы отрасли
Поток пассажиров на железнодорожном поезде в одном направлении оценивается менее чем в 1 тыс. человек в течение года.
Железнодорожные путешествия представляют собой уникальный вид туристического продукта, который, по мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, не будет конкурировать с авиаперелетами из-за специфики этого сегмента. Он отмечает, что потенциальные объемы воздушной перевозки сложно оценить, и КНДР как направление организованного туризма наверняка не станет массовым. Тем не менее опыт туров с Дальнего Востока показывает, что стабильный спрос на рейсы есть, благодаря туристам, которых привлекает атмосфера и особенности закрытой страны.
Не стоит думать, что КНДР может быть интересна только любителям экзотики, утверждает заместитель главы туроператора Fun&Sun Александр Сирченко, побывавший в стране в августе 2024 года. Он утверждает, что поездка в эту страну может включать культурно-познавательные программы по Пхеньяну, отдых на пляже в Вонсан-Кальма и активный отдых на горнолыжном курорте Масикрен.
Один из опрошенных отраслевых экспертов, посетивший КНДР в 2023 году, сравнил путешествие с отдыхом в санатории, предлагающим свою программу экскурсий по городу, строениям и памятникам, а также цифровым детоксом: доступ в интернет предоставляется бесплатно всего на 15 минут в день.
Другой источник в индустрии туризма добавил, что для продвижения этого направления необходимо улучшить документооборот и проблемы с оплатой: в настоящее время туристы могут расплачиваться только наличными. Также требуется упрощение визового режима, аналогичного групповым визам в Китай, и обеспечение бесплатного Wi-Fi, поскольку роуминг для туристов дорог и неудобен.
Айгуль Абдуллина, Наталья Скорлыгина