Сезонный рост спроса на бензин: как изменятся цены на АЗС в России?

Сезонный рост спроса на бензин: как изменятся цены на АЗС в России?

Новости
0843
Рефинанс

Весенний подъем цен на автомобильное топливо

Весенний период, как правило, сопровождается увеличением спроса на автомобильное топливо и его удорожанием. Однако на данный момент цены на бензин и дизельное топливо на бирже колеблются в пределах, не достигая экстремумов. Цены на заправочных станциях медленно, но стабильно растут, не успевая догнать уровень инфляции.
95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит "под ключ" с гарантией
Получить кредит

Рост цен на топливо: эксперты высказываются

Опрошенные специалисты утверждают, что в ближайшем периоде увеличение стоимости может стать заметнее. По сравнению с началом весны прошлого года, цены на бензин и дизельное топливо уже сейчас возрастают быстрее, чем год назад.

Согласно данным Росстата, за неделю с 25 февраля по 3 марта бензин в среднем подорожал на 12 копеек, а дизельное топливо - на 8 копеек. В прошлом году цены на бензин в это же время оставались неизменными, а дизельное топливо даже дешевело. С начала текущего года цены на бензин возросли в среднем на 1,2%, а на дизельное топливо - на 1,1%, при инфляции 2,09%. В прошлом году к 4 марта бензин подорожал на 0,5%, а дизель с начала января подешевел на 0,1%, при инфляции 1,51%. Далее, однако, цены начали "разбегаться", что связано как с началом периода повышенного спроса, так и с проведением ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), включая и незапланированные мероприятия из-за неожиданных обстоятельств, например, прибытия БПЛА.

В текущем году рост цен на бензин и дизель не прекращался даже во время низкого спроса, который пока еще не завершился. По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", участника экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, уровень спроса на данный момент остается довольно низким. Это касается не только бензина, но и дизельного топлива, используемого сельскохозяйственными производителями. По-видимому, это связано с финансовыми вопросами, связанными с закупкой топлива для сельскохозяйственных предприятий. Специалист считает, что при увеличении спроса цены могут возрасти "с полным основанием" и догнать инфляцию, но не превысить ее, полагает эксперт.

Однако не все так оптимистично. Главной причиной роста цен не является сезонность или плановые остановки на ремонт НПЗ, считает управляющий партнер компании NEFT Research Сергей Фролов. Он полагает, что повышение акцизов на топливо, решение о котором было принято в прошлом году, стало виновником удорожания. Из-за этого нельзя избежать повышения цен в розничной сети - на уровень, превышающий инфляцию. По расчетам специалистов, сверхинфляционный рост может составить около 2 рублей за литр. Помимо увеличения акцизов, будет также влияние демпфера (компенсаций нефтяным компаниям из государственного бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных), параметры которого в 2025 году будут определяться по методике предыдущего года. Специалист отмечает, что эти факторы пока не сказались на розничных ценах - нефтяные компании сдерживали рост стоимости при недостаточном сезонном спросе в начале года, уточняет Фролов.

По мнению генерального директора платформы по продаже нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, текущее замедление роста цен на АЗС относительно инфляции дает нефтяным компаниям законное основание для увеличения розничных цен. Ранее на российском рынке топлива была явно выражена сезонность. Пик роста цен на бензин, как правило, приходился на весну и начало лета, а увеличение цен на дизель происходило в период осени и зимы, когда происходил переход на зимние сорта топлива. С дизельным топливом такая ситуация сохраняется: например, в прошлом году наибольший прирост цен на дизель пришелся именно на ноябрь и декабрь. Что касается бензина, здесь ситуация немного сложнее. В последние пару лет динамика розничных цен зависит от рисков дефицита топлива и общей инфляционной обстановки, отмечает эксперт.

Согласно Гусеву, правительство уже разработало достаточное количество мер воздействия на рынок топлива для сглаживания колебаний спроса и предотвращения роста цен. Проблемой специалист считает отсутствие разделения выплат по индексам АИ-92 и АИ-95 (в настоящее время демпфер применяется ко всему бензину по индексу АИ-92).

"По-видимому, нам следует увеличить объемы производства АИ-95. Необходим анализ соответствия спроса и объемов реализации на бирже бензина марок АИ-92 и АИ-95", - заявляет Гусев.

Что касается мер по предотвращению роста цен выше уровня инфляции, то просто попытка запретить его вручную не увенчается успехом, полагает Фролов. Это негативно скажется на нефтепереработке и розничном бизнесе, которые уже начиная с середины прошлого года испытывают непростую обстановку. Возможно, можно придумать компенсационные меры через демпфер для минимизации потенциальных убытков для нефтедобытчиков, однако Минфин, вероятно, пойти на это не решится. Итогом будет снова плата за это — стоимость топлива будет увеличена не только для владельцев автомобилей, но и для практически всех товаров, поскольку транспортные расходы являются частью стоимости любого товара в стране.

Согласно Фролову, рост цен будет заметен на всех видах топлива, однако в сегменте бензина марок АИ-95 и выше он может быть действительно более стремительным. Удельник производства высокооктановых бензинов невелик по сравнению с АИ-92 и тем более дизельным топливом, и любые проблемы на больших НПЗ сказываются на балансе рынка и, следовательно, на ценах.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
03
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
04
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
01