Что такое шринкфляция?
Шринкфляция — это снижение массы, объема или количества товара в упаковке при прежней цене. Таким образом товар становится дороже, ведь покупатель получает меньше продукта за те же деньги.
Часть экономистов считает это скрытой формой инфляции, потому что потребитель не видит рост цен, при этом платит больше, если ему нужно больше продукта.
Шринкфляция и права потребителей
Согласно текущему законодательству, компании, не пренебрегающие шринкфляцией, не нарушают права потребителей. Но и о самом процессе в обществе заговорили не так давно, отсюда и отсутствие регулирующих мер.
Да, производитель должен обозначать на упаковке массу товара, но закон не контролирует то, как должна выглядеть и где будет располагаться эта маркировка.
Тем не менее, это вводит в заблуждение покупателей, и представители организаций по защите прав потребителей уже заявляют о необходимости изменить правила продажи товаров.
В 2025 году некоторые продукты «потеряют в весе»
В этом году россияне столкнутся с сокращением веса продуктов на 10-20%. При этом производители сохранят прежние цены на товары или даже поднимут их.
- Конфеты начнут продаваться в упаковках по 200-220 граммов вместо 250.
- Снизится масса и объём продукта в упаковках кофе, чая, масла и конфет (минус 10-20%).
- Молочная продукция по-прежнему будет продаваться в упаковках с объёмом чуть меньше 1 литра. Это касается почти 90% всего ассортимента.
Это способ запутать потребителя и скрыть от него реальное повышение цен. Глядя на товар с обычным объёмом и большей ценой, покупатель часто предпочитает купить продукт меньшего объёма чуть дешевле.
Шоколадная шринкфляция в России
Кондитерские компании снова повышают отпускные цены своей продукции – на 5-15%.
Помимо этого, 2025 год не станет исключением в плане шринкфляции и производители продолжат снижать вес товара для экономии.
Происходит это в связи с ростом цен на сырьё (масло, молоко, сахар, яйца) и увеличением кредитной нагрузки, связанной с ростом процентных ставок. Растут и траты на логистику: транспортные расходы, таможенные пошлины, упаковку товаров, налоги и рекламу.
Помимо снижения массы, ухудшается и качество продукции. Меняется процентное соотношение ингредиентов, добавляются заменители и продукты более низкого качества.
В связи с этим советуем обращать внимание на сроки годности и условия хранения, герметичность упаковки.
Шринкфляция на рынке недвижимости жилья
Застройщики также подстраиваются под новые экономические реалии в России. Девелоперы начали увеличивать площадь квартир за счёт хитростей.
- Например, строители максимально уменьшают размеры межкомнатных стен. Такой манёвр позволяет увеличить площадь жилья на пару квадратных метров. Разумеется, при этом пострадает звукоизоляция.
- Также в новостройках уменьшают площадь мест общего пользования и экономят на благоустройстве.
Эта тенденция приводит к тому, что россияне вынуждены приобретать квартиры худшего качества и жить в менее комфортных условиях. Это означает снижение качества жизни.
Как защититься от шринкфляции?
Никто не хочет платить за воздух, поэтому в магазине следуйте нескольким простым правилам:
- Внимательно изучайте этикетки на товарах, особенно данные о массе и объёме. Сама упаковка может остаться прежнего объёма, а вот продукта в ней может быть уже меньше.
- Оценивайте цену за литр или килограмм. Иногда эта информация есть на ценнике. Если нет, просто разделите стоимость на объём или массу.
- Рекомендуем сравнивать товары разных производителей. Иногда у конкурента условия покупки выгоднее. Легко быть обманутым привычным видом товара, поэтому важно проверять, сколько вы на самом деле платите за него.
- Сравнивайте состав продукта: зачастую производитель выигрывает на замене ингредиентов.
- Обращайте внимание на характеристики жилья, толщину стен, качество обустройства мест общего пользования.