Снижение экспорта дизеля из России в июне
Ремонт НПЗ и увеличение спроса внутри страны привели к уменьшению экспорта российского дизтоплива в июне. Предвидимо с колебаниями объемов, аналитики не видят проблем и предвидят нормализацию к осени после завершения ремонтных работ на заводах. Возможно, что Турция, один из основных партнеров России по экспорту, уменьшила объемы поставок на 24% под воздействием международного давления.
В итоге июня морские поставки дизельного топлива из России уменьшились на 14% по сравнению с маем. В то же время, по сравнению с прошлым годом, объемы выросли на 21%. Причиной этого снижения, по данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), стали сезонные ремонты НПЗ в России и более строгий контроль за соблюдением санкций в Турции. В результате ужесточения проверок в Турции, объемы дизеля из России сократились на 24%, и экспортеры начали перенаправлять свою продукцию в другие страны, такие как Марокко и Сингапур, где объемы закупок российского дизеля выросли на 16% и 100% соответственно.
По словам аналитика ЦЦИ, странного динамика морского экспорта из России варьировалась от падения на 16% до роста на 38% с начала 2024 года. Поэтому снижение на 14% в июне, по его мнению, является значимым, но не критичным. Предполагается, что после окончания ремонтов на НПЗ, внутренние цены стабилизируются, и сбоев с поставкой топлива в июле и августе не ожидается. Например, Турция продолжает оставаться важным партнером для России в сфере дизельного топлива, и, по мнению ЦЦИ, риска сокращения поставок нет.
В то же время, объем железнодорожных поставок дизеля в июне вырос на 10%, по данным ЦЦИ. Лидером роста стал Таджикистан, который увеличил импорт из России на 52% по сравнению с прошлым месяцем. Увеличение объемов связано с оживлением строительного сектора и ростом спроса в республике. Согласно оценкам ЦЦИ, к концу 2025 года объемы поставок дизтоплива из России в Таджикистан могут увеличиться до 494 тыс. тонн. В условиях ремонта Павлодарского НПЗ, поставки дизтоплива в Казахстан в июне увеличились на 17%, но после окончания ремонта ожидается снижение.
После модернизации мурманского порта Витино, который является ключевым каналом для экспорта российского арктического дизеля, возобновил работу. Порт может использоваться более широко, учитывая его нейтральность по отношению к санкциям. Менеджер компании «Пролеум» отмечает, что снижение экспорта дизеля из России повлияло на внутренний рынок, ускорив отгрузки и увеличив запасы. За неделю цены на дизель немного выросли, а маржинальность на АЗС также увеличилась. Также увеличились выплаты по топливному демпферу. Ожидается, что в июне сумма налоговых компенсаций по бензину и дизелю составит около 58 млрд рублей.
Экспорт и контроль: анализ эксперта
Спад экспорта продолжится, однако темпы уменьшатся. К осени ситуация может нормализоваться после окончания ремонтов и снижения спроса. Контроль в Турции, вероятно, усилился под давлением Евросоюза, целью которого является ограничение реэкспорта российских нефтепродуктов. В ближайшем времени Турция может сократить закупки, но в долгосрочной перспективе возможно восстановление поставок, считает эксперт Игорь Юшков.