Сокращение производства шин в России
Многие шинные компании вынуждены снижать объем производства из-за перегруженности рынка. Сезонная смена резины затянулась из-за нестабильной погоды, а покупатели предпочитают экономить. Спад продаж автомобилей также оказал влияние на рынок шин. Прогнозы участников отрасли недобрые: рынок зимних шин может снизиться в долгосрочной перспективе.
В первом квартале производство шин для легковых автомобилей в России упало на 5,2%, до 8,23 миллиона штук, сообщает Центр регистрации продукции шин с «Честным знаком». Спад объясняется избыточной на рынке и снижением спроса потребителей, что заставляет компании пересматривать производственные планы. Китайский импорт оказывает дополнительное давление на бюджетный сегмент. Неоднозначная погода также усугубляет ситуацию.
Сокращение производства пока затрагивает только летние шины, уменьшившееся на 14,3%, до 5,6 миллиона штук. Это обусловило отрицательные показатели производства в целом. Производство всесезонных шин увеличилось на 4,6%, до 454 тысяч штук, нешипованных зимних — на 5,3%, до 556 тысяч штук, а зимних ошипованных — на 36%, до 1,5 миллиона штук.
Pirelli подтверждает, что уменьшение производства шин в России связано с падением спроса в первом квартале текущего года. Основной причиной считается снижение продаж новых автомобилей. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting разделяет эту точку зрения. Данные Автостата показывают снижение продаж новых легковых машин на 25% год к году. Потребители, по мнению Pirelli, откладывают покупки из-за высоких банковских ставок, отдавая предпочтение накоплениям. Максим Кадаков из «За рулем» отмечает, что в стране избыток производственных мощностей по шинам и это ставит под вопрос будущее заводов.
Некоторые предприятия не сокращают производство, как показывает опрос. Например, «Кордиант» увеличил выпуск легковых шин на всех своих площадках за первый квартал года. Ikon Tyres сообщает о росте производства шин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что соответствует планам компании.
Динамика продаж летних шин на рынке
В Pirelli отмечают, что производственные стратегии компании пересматриваются в соответствии с текущими условиями рынка, но планы по расширению ассортимента и моделей остаются неизменными. «В предстоящем сезоне представлена новая нешипованная шина Pirelli Ice Zero Fr 3»,— отмечают в компании.
Г-н Володин связывает снижение спроса на летние шины с аномально холодной весной и смещением сезона замены резины. Розничные продажи летних шин упали в первом квартале на 10%, отмечает топ-менеджер. Гендиректор Ikon Tyres Андрей Пантюхов также отмечает непривычный летний сезон в связи с особыми погодными условиями в РФ. «В этот момент делать выводы о сезоне рано»,— считает он. Продажи шин Ikon Tyres в первом квартале значительно увеличились по сравнению с предыдущим годом.
Pirelli оценивает, что часть потребителей приобрели шины заранее, а другие отложили покупку, стремясь сэкономить или использовать старые шины. Максим Кадаков отмечает, что в этой весне на СТО не было выдающегося спроса на услуги шиномонтажа. Эксперт говорит, что многие остались без работы или понесли убытки.
Маркетплейсы отмечают увеличение продаж летних шин.
Максим Кадаков поясняет, что рост продаж летних шин на самом деле отражает активное развитие онлайн-платформ. На «Авито» продажи летних шин в первом квартале увеличились на 8% год к году. В Wildberries & Russ отметили увеличение объема продаж шин почти втрое. Средний чек за шину с начала 2024 года вырос на 10%, до 5,5 тыс. рублей, уточняют в компании.
ЦРТП не раскрыл лидеров продаж шин. Опрос показал, что среди них — бренды Cordiant, КАМА, Pirelli, Triangle, Continental, Kumho и Yokohama. Руководитель сервисного направления Fresh Александр Носко уточнил, что наибольшим спросом пользуются модели Gislaved Premium Control, Pirelli P7 Cinturato, Ikon Tyres Autograph Aqua 3, Sailun Atrezzo ZSR, Belshina BEL-403 и Triangle TR259.
Спад спроса на шины в 2025 году
Участники сектора единодушно отмечают, что в настоящее время ситуация с запросами не улучшается, а, на самом деле, усугубляется. По мнению Pirelli, положительные перемены возможны лишь при изменении денежно-кредитной политики. В компании «Кордиант» также царит неоптимизм. «Учитывая убыль автомобильного рынка, которая ныне наблюдается, мы предвидим некоторый спад продаж шин на зимний период в 2025 году — примерно 5% годовых», — прогнозирует господин Володин.