Снижение спроса на молочную продукцию в 2025 году
К близким к завершению летом 2025 года эксперты отмечают уменьшение спроса на молочную продукцию на 2,8% по сравнению с предыдущим годом. Эта тенденция становится все более заметной, поскольку в мае снижение составляло 1,2%. Главным образом, это вызвано ростом цен на продукцию в связи с инфляцией и растущим давлением издержек.
Аналитическая компания "Нильсен" сообщила, что розничные продажи молочной продукции за период с сентября 2024 года по август 2025 года снизились на 2,8% по сравнению с предыдущими 12 месяцами. Темпы сокращения продаж увеличиваются: уже в мае текущего года снижение составляло всего 1,2%. Однако наблюдается значительный рост продаж в денежном выражении по большинству категорий, колеблящийся от 6,7% до 24,6% в зависимости от товара.
Спрос на масло и маргарин упал наиболее значительно - на 11,2% по сравнению с предыдущим годом, также ультрапастеризованное молоко столкнулось с снижением спроса на 11,1%. Производители объясняют это ростом цен на сливочное масло в размере 38%, что сподвигло часть потребителей перейти на растительные аналоги. Продажи ультрапастеризованного молока также уменьшаются из-за высокой цены. Однако выпуск такой продукции увеличивается в связи с растущим спросом со стороны кофейных магазинов, и к концу 2025 года объем производства в России может увеличиться почти на 5%, до 1,65 млн тонн, предсказывает Россельхозбанк.
По данным Росстата, за первые семь месяцев 2025 года цены на сливочное масло выросли на 34%, на сметану и молоко - на 22%, на сыры - на 19%, а на сырое молоко за год прибавка составила 23,1%. Это в первую очередь связано с ростом себестоимости и изменениями в потребительском спросе, считает Андрей Кучеров, директор компании "Рексофт Консалтинг". Рост выручки при сокращении объемов продаж является характерным признаком инфляционного давления, добавляет он.
Падение спроса на молочную продукцию началось с четвертого квартала прошлого года, отмечают в компании "Логика молока". Тем не менее, в связи с более умеренными ожиданиями по инфляции до конца 2025 года, они не прогнозируют значительного сокращения продаж в этой категории.
По данным "Нильсена", спад продаж также заметен в ряженке, простокваше и плавленом сыре - на 7,1%. В то же время растет потребление гранулированного творога - на 11,2%, густых йогуртов - на 6,6%, молочных десертов - на 5,8%, мягкого сыра - на 1,5%, творога - на 0,3%. В "Логике молока" считают, что это связано с увеличением популярности здоровой продукции с повышенным содержанием белка.
Изменения на рынке молочной продукции
Часть клиентов, сейчас переходя на более доступные варианты, также снижает частоту приобретения молочной продукции, говорит Андрей Кучеров. Согласно его словам, продажи стерилизованного молока с января по июль 2025 года уменьшились на 10,8%, пастеризованного - на 0,7%, кефира - на 4,3%, сметаны - на 3,4%. В то время как продажи натурального творога выросли на 13,1%, густых йогуртов - на 6,5%, десертов - на 6,9%.
Господин Кучеров предполагает сохранение низких продаж молочной продукции в натуральном выражении до конца 2025 года, хотя темпы снижения могут замедлиться. Поддержка со стороны государства способствовала увеличению производства, и рост предложения и конкуренции могут сдерживать дальнейший рост, считает эксперт. Согласно его оценке, объем производства питьевого молока в первой половине 2025 года вырос на 0,9%, йогуртов - на 0,5%, творога - на 1,6%. Если темпы инфляции замедлятся, предполагается, что к концу текущего года падение продаж составит от 2 до 3%, однако полного восстановления до уровня 2023 года не стоит ожидать, прогнозирует специалист.

