Снижение ассортимента товаров в магазинах: причины и последствия
Рост числа новинок на полках российских продуктовых магазинов замедлился. В июле количество предлагаемых продуктов питания уменьшилось на 2,3%, непродовольственных товаров — на 1,8%. Эксперты связывают это с уменьшением торговой площади, что заставляет ритейлеров оставлять на полках только наиболее востребованные товары.
Исследование компании «Нильсен» показало, что ассортимент продуктов питания сократился на 2,3%, непродовольственных товаров — на 1,8%. Выбор алкогольных товаров и детских товаров уменьшился сильнее всего, на 5,6% и 5,1%. Например, предложение товаров для ухода за детьми уменьшилось на 8,3%, а косметических средств — на 7,3%. Однако некоторые категории, такие как товары для гигиены, показали небольшой рост в 1%.
Аналитики объясняют уменьшение ассортимента сокращением запуска новых товаров, особенно в сегменте продуктов питания. На фоне этого, продажи переносятся в другие каналы, в основном онлайн. Ритейлеры начинают делать выводы о популярности товаров и убирают с полок те, которые не пользуются спросом у покупателей.
Уменьшение ассортимента также связано с уменьшением площади продуктовых магазинов. Розничные сети сосредотачиваются на развитии маленьких магазинов с большим выбором готовой пищи и небольшим количеством непродовольственных товаров. В таких магазинах предлагается один продукт для удовлетворения одной потребности, что позволяет отказаться от менее востребованных товаров.
Средняя торговая площадь магазинов продуктовых сетей снизилась на 0,7% за январь—июль, до 312 кв. м. Эту тенденцию ожидается усиление к 2025 году из-за развития малых форматов и уменьшения количества гипермаркетов.
Многие ритейлеры сейчас экспериментируют с небольшими форматами. Например, сеть «Магнит» и X5 Group запустили магазины с меньшей площадью, что помогает им снизить расходы на аренду и улучшить эффективность бизнеса.
Снижение торговых площадей и оптимизация ассортимента ведущих российских супермаркетов
Тенденцию на уменьшение замечают и сети супермаркетов. В первой половине 2025 года средняя площадь магазинов X5 Group сократилась на 0,9% из-за активного развития магазинов «у дома» и дискаунтеров с меньшей площадью, сообщили в компании. Также ассортимент был оптимизирован на 15–20% за последние три года. Вместе с тем, уровень loyality у потребителей и восприятие ассортимента увеличились из-за растущей популярности магазинов с более небольшой площадью и узким ассортиментом, утверждают в X5.
В компании «Лента» заявили, что пересматривают ассортимент, оставляя только наиболее востребованные продукты, а избыточные площади предлагают различным сервисам и предпринимателям в субаренду. Кроме того, новые гипермаркеты «Ленты» также занимают меньшую площадь, чем прежние магазины компании.