Сокращение финансирования авиапромышленности на 2025 год
Финансирование разработки новых самолетов и вертолетов из федерального бюджета на следующий год будет уменьшено на 22%, составив 78,8 млрд рублей вместо запланированных 100 млрд рублей. Сокращение средств в первую очередь затронет субсидии для лизинговых компаний и авиакомпаний на приобретение и эксплуатацию воздушных судов. В Госдуме выразили опасения относительно возможного сдвига сроков поставок, но эксперты утверждают, что риски незначительны. В "Ростехе" также подтверждают, что планы компании остаются неизменными, и начиная со следующего года они начнут поставки самолетов SJ-100 и МС-21 в авиакомпании.
Федеральный проект "Производство самолетов и вертолетов" будет финансироваться на 22,4 млрд рублей меньше, чем планировалось в текущем бюджете (101,2 млрд рублей). Это следует из положительного решения комитета по промышленности Госдумы по законопроекту о поправках к бюджету на 2025 год. Рассмотрение документа запланировано на 28 мая.
При принятии поправок, федеральный проект в рамках госпрограммы "Научно-технологическое развитие РФ" потеряет 12,8 млрд рублей из ранее выделенных 54,7 млрд рублей. Уменьшение финансирования программы "Развитие авиационной промышленности" составит 9,6 млрд рублей из 46,5 млрд рублей.
Планируется сократить субсидии для лизинговых компаний на оплату процентов по кредитам на приобретение воздушных судов и субсидии для авиакомпаний на обслуживание воздушных судов на 8,5 млрд рублей. По словам источника, необходимость в данных компенсациях связана с сдвигом в планах КПГА.
КПГА, разработанная Минтрансом совместно с Минпромторгом и утвержденная правительством, предполагала начало поставок с 2023 года, однако в 2025 году Минпромторг перенес их на будущий год. В случае сертификации новых моделей самолетов, КПГА может быть скорректирована.
Снижение бюджета может повлечь за собой риск сдвига сроков достижения целевых показателей, особенно в условиях высокой ключевой ставки Центробанка. Это может негативно сказаться на конкурентоспособности отечественной авиапродукции.
Пересмотр субсидий авиакомпаний и финансирования программ воздушных судов
Участник отрасли отмечает целесообразность пересмотра субсидий для авиакомпаний при эксплуатации новых самолетов в связи с отсутствием этой категории воздушных судов. По его мнению, поддержка лизингодателей может компенсировать стоимость получения новых самолетов у производителя, что имеет большое значение.
Представители "Ростеха" подтверждают сохранение планов предприятия и продолжение испытаний новых моделей самолетов для последующих поставок авиакомпаниям. Ситуация, по их словам, не повлияет на планы по обновлению авиапарков российских перевозчиков, и поставки вертолетов на текущий год уже договорены.
Эксперт из Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Федор Борисов, отмечает, что сокращение финансирования промышленных программ не ускорит процесс и требует более детального анализа данных о финансовых резервах у производителей. Гендиректор "Авиасистемы" считает, что изменения в финансировании не повлияют на сроки поставки воздушных судов.
Главные проблемы в авиапроме сегодня связаны с нехваткой комплектующих из-за загруженности поставщиков гособоронзаказом и незавершенностью работ по импортозамещению, оставляющими проблемы с поставками. Сама КПГА уже признана "переразмеренной", что потребует пересмотра количественных показателей. Исполнительный директор "Авиапорта" подчеркивает, что важно не забывать о реальной инфляции и необходимости корректировки запланированных средств по фактическим затратам.
Профессиональный редактор новостей
Эксперт в финансах и кредитовании, журналист Айгуль Абдуллина