Сокращение спроса на детские товары в России
Интерес к товарам для детей снизился в январе—июне на 4% в натуральном и на 7% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом. Это обусловлено уменьшением числа рождений и более осмотрительным подходом к расходам: родители становятся готовы купить детские товары бывшие в употреблении и искать выгодные сделки в онлайн-магазинах.
Количество сделок по покупке товаров для новорожденных в первой половине года уменьшилось на 4% по сравнению с прошлым годом, следует из данных T-Data и «Т—Ж». В денежном выражении продажи товаров первой необходимости упали на 7%. Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина также отмечает спад спроса, но называет его незначительным.
Снижение продаж сильно зависит от категорий товаров, отмечает руководитель «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По данным T-Data и «Т—Ж», снижение спроса в натуральном выражении с января по июнь на прошлый год было наиболее выражено в категориях колясок — на 25%, детской одежды и обуви — на 21%, а также подгузников и пеленок — на 15%. В денежном выражении объем рынка товаров для детей по данным Infoline в этом году вырастет на 10–11,6%, достигнув 810–820 млрд рублей. Прогноз на 2023 и 2024 годы предусматривал рост на 14% и 13% соответственно.
Основной момент падения спроса на товары для детей — снижение рождаемости.
Сегмент товаров для новорожденных зависит от демографической ситуации, которая ухудшается уже несколько лет, поясняет Антонина Цицулина. По данным Росстата, в 2024 родилось 1,22 млн детей в России, что на 3,4% меньше чем годом ранее. В первом квартале 2025 года количество новорожденных сократилось на 4% по сравнению с предыдущим годом, упав до 288 тыс.
В сети магазинов «Детский мир» не исключают, что демографическая ситуация может повлиять на спрос на товары для детей, хотя продажи в самом магазине практически не изменились. Михаил Бурмистров отмечает, что спрос детей на некоторые виды продукции может падать. Например, сейчас дети все раньше начинают пользоваться гаджетами, из-за чего родители могут приобретать меньше традиционных игрушек.
Экономический фактор влияет на продажи детских товаров
Эксперт Михаил Бурмистров отмечает, что ухудшение общей экономической ситуации влияет на спрос на детские товары.
Согласно данным Росстата, доходы населения увеличились на 7,3% в 2024 году и прогнозируется рост в 2025 году на 5,9%.
Потребители стараются экономить, что приводит к увеличению цен на определенные категории товаров для детей. Например, средний чек в январе—июне увеличился на 7% по сравнению с прошлым годом.
Рост цен также затрагивает детские коляски, чья стоимость достигла 17,3 тыс. рублей к июню, увеличившись на 19%. Однако стоимость детской одежды и обуви остается стабильной.
Растет популярность вторичной продажи товаров для детей, таких как коляски, кроватки и одежда. Например, только на "Авито" было продано 342 тыс. колясок за 3,5 млрд рублей за первые месяцы 2025 году.
Онлайн-сегмент также становится все более востребованным для покупки детских товаров. Маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, отмечают значительный прирост продаж детских товаров на своих площадках.
Сложности для розничных ритейлеров
Всеобщее уменьшение продаж, увеличивающаяся конкуренция от вторичных реселлеров и онлайн-торговцев негативно отражается на деятельности специализированных розничных компаний, что приводит к вынужденному покиданию рынка некоторых из них. Под конец марта крупная сеть магазинов детской одежды Orby объявила о своем намерении обратиться с заявлением о банкротстве. В это же время ООО «Олтрейд» (владельцы брендов Animini, Magikids, Maminn, Molly & Lolly) столкнулось с проблемами в своем бизнесе.