Завершение этапа формирования промышленного кластера электроники в Томской области
Развитие технологий и форвардные контракты
К 2035 году участники кластера захватят до 30 % внутреннего рынка в своих сферах деятельности и установят значительное присутствие на рынках союзных стран. Уровень локализации основных продуктов, включая беспилотные тракторы, должен увеличиться до 80 %", - объявил Алиханов.
По мнению главы Томской области Владимира Мазура, в настоящее время существует 6 проектов, которые планируются к реализации участниками кластера. В частности, это универсальная автономная роботизированная платформа "Беспилотный бескабинный минитрактор" от компании "Когнитив", спутниковая система связи "Мини МСП" от компании "Микран", система связи "БАС" от томской компании "Лэмз-Т". Кроме того, "Радар ММС" реализует 3 проекта: спутниковый терминал для бортовой радиосвязи боевых воздушных судов, комплексные беспроводные широкополосные связи для групп беспилотных аппаратов любого типа и производство воздушных модулей для лазерного сканирования (лидаров).
Для реализации проекта разработано много мер государственной поддержки. В частности, налоговые преимущества и зона свободной таможни будут доступны участникам кластера, производство которых будет размещено в особой экономической зоне "Томск".
"Ближайшим заданием на следующий год является создание конкурентоспособных и востребованных продуктов на рынке. Здесь главным общесистемным инструментом будет поддержка НИОКР через субсидию в соответствии с Постановлением 1649. Кроме того, мы поддержим часть бизнес-расходов с помощью льготных кредитов и грантов. Мы надеемся, что в течение ближайших 2 лет начнется реализация первых коммерческих серий", - заявил Алиханов.
Кроме того, обсуждается необходимость внесения изменений в законодательство, чтобы полностью использовать механизм форвардных контрактов, который крайне важен для формирования спроса на продукцию отечественных производителей. В настоящее время этот механизм успешно применяется в разработке отечественных базовых станций для сотовой связи.
Форвардные контракты являются проверенным инструментом для высокотехнологичной отрасли. В контексте БАС они решают основную проблему, обеспечивая стабильный рынок сбыта и постоянный спрос для надежного поставщика. Производитель получает финансовые гарантии, которые позволяют брать кредиты, инвестировать в НИОКР и расширять производственные мощности, отмечает председатель Центра беспилотных систем и технологий (ЦБСТ) Андрей Безруков.
"Это взаимовыгодно для всех сторон. Для государства или крупного заказчика - это закрепление цен и условий на будущее, а также возможность целенаправленно формировать технологическую независимость. Для производителя - это снижение коммерческих рисков и уверенность в завтрашнем дне, что обеспечивает стратегическое планирование на долгосрочную перспективу. В результате вся отрасль выигрывает", - говорит Безруков.
По его словам, в настоящее время это крайне важно, так как гражданский рынок БАС еще не сформировался. "В отличие от военной сферы, где госзаказ создает стабильный спрос, в гражданском секторе мы видим фрагментированность, пилотные проекты и отсутствие массового, предсказуемого спроса. В такой ситуации форвардные контракты со стороны государства или крупных инфраструктурных компаний (например, в логистике, геодезии, мониторинге) становятся тем якорем, который позволяет производителям смело инвестировать в создание сложных, высокотехнологичных решений", - рассказал председатель ЦБСТ.