Объем грузоперевозок в России снизился
Транспортный рынок переживает трудности из-за недостатка грузов
Данные, которые предоставила Ассоциация автоперевозчиков "АвтоГрузЭкс", показывают, что примерно 20% автомобильных парков компаний стоят без дела из-за дефицита грузов. В регионах, таких как Поволжье и Урал, этот процент может достигать 40%. Это вызвано сокращением потребительской активности и остановкой инфраструктурных проектов. Согласно данным аналитиков ATrucks, на начало марта сбалансированность между предложением и свободным транспортом составила минус 56.
Спрос на доставку стройматериалов упал на 35% по сравнению с прошлым годом за январь-февраль. Это связано с приостановкой инфраструктурных проектов, как сообщил руководитель ГК "ГЛТ" Павел Горбунов. Также значительно снизился объем перевозок товаров повседневного спроса (на 25-30%) из-за уменьшения спроса и роста автопарков маркетплейсов и крупных розничных сетей. Промышленные грузы также сократились на 20% из-за уменьшения экспортных показателей. Среднее время поиска грузов в сегменте перевозок тентованной техникой увеличилось на 67%, достигнув четырех-пяти дней по словам Горбунова.
Избыток предложения при снижении спроса привел к снижению тарифов на грузоперевозки. Например, биржа грузоперевозок ATI.SU отмечает падение на 12%, в то время как логистическая платформа "Монополия" - на 7%. В то же время, себестоимость перевозок увеличилась на 12% год к году из-за роста различных издержек.
Операционный директор Dentro Илез Хамурзиев отметил, что рынок настолько жесток, что перевозчики вынуждены принимать любые заказы лишь для поддержания оборотных средств, несмотря на отсутствие рентабельности. Гендиректор ГК "Делко" Санджар Ашуралиев отметил, что текущие рыночные ставки значительно ниже себестоимости перевозок, что нежелательно для бизнеса перевозчиков.
Директор логистической платформы "Монополия" Александр Отрощенко отметил аномальный рост тарифов в 2023 году, который начал корректироваться в 2024 году и продолжился в начале 2024. Происходит это из-за высокой ключевой ставки, снижения платежеспособности населения и увеличения поставок китайской техники. Однако он считает, что рынок может быть на пути к улучшению ситуации, с положительной динамикой тарифов в марте и предпосылками для восстановления рентабельности в течение года.